октябрь 1, 2012
В Барнауле прошли публичные слушания по проекту бюджета краевой столицы на 2013 год. С докладом там выступил председатель правления "Школы реальной политики". "Ваше дело" публикует текст его выступления с небольшими сокращениями.
Прежде чем говорить о бюджете 2013 года, необходимо кратко отметить тренды 2012 года. Финансовые особенности настоящего момента таковы: к сожалению, в городе, как и в крае, наблюдается традиционная беда — "Город захлебывается в деньгах". Я имею в виду то, что механизмы расходования бюджетных средств так усложнены, что истратить эти деньги очень сложно из-за бюрократических препонов. И поэтому сегодня реально наблюдается технический профицит бюджета.
Особенности экономической оценки ситуации в городе, к сожалению, не столь оптимистичны, как обозначают его руководители. Шесть дней назад Центробанк поднял на 0,25 пункта ставку рефинансирования, это говорит о том, что экономическая ситуация в стране имеет неблагоприятный тренд.
Результаты 2012 года показывают, что в Барнауле заметно упали поступления в бюджет от малого бизнеса.
Для любого города важны инвестиционные проекты. Анализ инвестиционной карты России показал, что только на сайте СФО есть один наш проект "Жилкомплекс "Обской бульвар". Это застарелый проект, который превратился в некую нереальную мечту. Так что Барнаул, к сожалению, полностью отсутствует на инвестиционной карте России.
Это отразилось и в цифрах по созданию новых рабочих мест. Так, в Барнауле за последний год открыты новые рабочие места только при развертывании магазинов сети "Бахетле", "Лента" и "Новэкс".
Меньше стали в Барнауле строить жилья.
Меньше стало поступать налогов в городской бюджет. Хотя здесь определенную роль играет передача полномочий здравоохранения на региональный уровень и связанное с этим перераспределение налогов. Но тем не менее налогов меньше.
Теперь общая оценка исполнения бюджета Барнаула в 2012 году.
Хотя формально Барнаул "захлебывается" деньгами, но надо понимать, что это технический профицит. Реально же в Барнауле в целом по году серьезный — в районе 500 млн. рублей — дефицит. Причем для покрытия этого дефицита нет дешевых средств. Дешево этот вопрос можно было бы решить бюджетной ссудой из края. Но реально в проекте бюджета по этой строке стоит "0". Зато город вынужден брать дорогой кредит в банке. Думаю, здесь надо вести переговоры с краем.
Проблему дефицита 500 млн. рублей можно было бы решить иными путями. Например, это традиционный механизм приватизации. Но анализ показал, что в казне не осталось сколько-нибудь существенных объектов. Только в 2012 году безуспешно повторяются конкурсы по продаже подвалов жилых домов. Некоторые уже по четыре раза выставлялись на продажу, но их никто не берет. Это показывает, что в казне остался невостребованный "хлам".
Традиционно все политики ругают разросшийся чиновничий аппарат. И все строго предлагают сократить. И действительно, в городе пять районов, везде администрации. Интересен бюджет города — сколько средств получают районы для реализации своих полномочий? Оказывается, у них только средства на содержание самих чиновников. Хотя есть еще средства на административные комиссии и переданные средства на реализацию некоторых полномочий вышестоящих уровней власти. И все.
Землей управляют город и край, имуществом — город, жилищной инфраструктурой — город. А что остается районам? Планерки, заседания, переписка.
Кстати, опыт Москвы показал, что при такой численности жителей в районах нет реальных полномочии, и поэтому в Москве создали "управы" по численности населения, как Барнаул. Может быть, и нам в Барнауле создать по сути одну "управу"? Это и будет реальное уменьшение численности чиновников.
В заключение несколько отдельных предложений для депутатов.
В прогнозе содержатся данные о росте доходов горожан, и здесь использован "оптимистический" сценарий. А вот при исчислении налоговых доходов использован "консервативный" подход. Поэтому финкомитету и депутатам можно рассмотреть вопрос об увеличении цифры доходов. Этот консервативный подход финансистов известен, так как они всегда предпочитают запланировать меньше, а потом перевыполнить план. Но задача депутатов как раз найти ту золотую середину, чтобы исполнительная власть работала напряженно по повышению доходов, но и без излишнего риска.
Еще хотелось бы призвать все-таки решить застарелую проблему мусора в Барнауле. Я ее уже обозначал на слушаниях в Железнодорожном районе — немедленно забрать свалку, затем изыскать средства в бюджете либо поднять тариф на вывоз мусора, чтобы сделать этот вид бизнеса привлекательным, причем изменив несколько его структуру, — вывозить не только мусор из контейнеров, но и из междворовых территорий и крупногабаритный мусор.