октябрь 2, 2012
В Алтайском крае в общедоступном формате заработал новый электронный налоговый сервис — подача заявления на регистрацию индивидуального предпринимателя или юридического лица. Сделать это теперь можно через официальный сайт Управления федеральной налоговой службы. Первое наше знакомство с виртуальной услугой показало, что ничего сложного в ней нет. Интернет действительно экономит время и расходы будущих предпринимателей. Об остальных особенностях сервиса рассказала Елена Дунаева, начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков.
— С этого года территориальные налоговые органы Алтайского края имеют возможность оказывать услуги в электронном виде по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Приказом ФНС России (от 12.08.2011 года) был утвержден Порядок направления в регистрирующий орган необходимых для регистрации электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. В нем подробно регламентированы действия всех участников этого взаимодействия.
В мае текущего года было внедрено в промышленную эксплуатацию соответствующее программное обеспечение. Таким образом, в налоговой службе теперь могут рассматривать пакет документов и проводить по нему регистрационные действия на основании документов, поступающих в электронном виде. Документы по результату предоставления государственной услуги также направляются в электронном виде по адресу электронной почты, указанной заявителем. При желании заявителя данные документы также могут быть выданы (направлены по почте) и на бумажном носителе.
— И все-таки что нужно сделать, чтобы зарегистрироваться через сайт?
— На официальном сайте ФНС России вы сможете найти специальные программы ("Программа подготовки документов, используемых при регистрации индивидуальных предпринимателей" и "Программа подготовки документов, используемых при регистрации юридических лиц"), которые можно скачать и установить бесплатно. Они необходимы для заполнения всех необходимых при регистрации документов в электронном виде. Подготовить транспортный контейнер, содержащий документы в электронном виде, можно с помощью бесплатного специализированного программного обеспечения, также размещенного на сайте ("Программа подготовки пакета для электронной регистрации").
— А что такое "транспортный контейнер"?
— Это архивированный файл всего пакета документов. Именно его необходимо будет отправить по электронной почте в налоговую инспекцию.
— Как быть с нотариальной заверкой всех документов?
— В текущем году все нотариусы Алтайского края получили электронно-цифровую подпись, что позволяет им оказывать услугу по государственной регистрации в электронном виде. Выглядит это так. Заявитель приходит к нотариусу с пакетом документов. Тот проверяет их, заверяет, а затем сканирует документы и каждый документ заверяет электронной цифровой подписью (документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл). После этого либо сам нотариус может при помощи программы сформировать транспортный контейнер и отправить его по электронной почте в налоговую инспекцию, либо это делает сам заявитель.
— А как подтверждается уплата госпошлины?
— Аналогично. Госпошлина оплачивается через банк, затем выданный документ сканируется заявителем и добавляется в тот же транспортный контейнер для отправки.
— Повлияет ли введение электронной системы регистрации на скорость прохождения этой процедуры?
— Сроки регистрации не изменились. Они по-прежнему составляют пять дней со дня подтверждения приема в налоговой инспекции пакета документов на регистрацию. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронных документов налоговым органом, заявителю по электронной почте направляется файл с распиской в получении электронных документов, заверенный электронной подписью налогового органа.
— Как вы считаете, новая услуга будет пользоваться спросом со стороны граждан?
— Даже не сомневаюсь в этом. Вспомните, как несколько лет назад появились такие сетевые услуги, как покупка электронных билетов на железнодорожный и авиатранспорт или подача заявительных документов на получение загранпаспорта. Сегодня эти услуги чрезвычайно востребованы гражданами. Да и наша практика внедрения электронных сервисов показывает, что современные и мобильные услуги пользователи осваивают очень быстро.
— Не изменится ли порядок электронной подачи документов на регистрацию после введения в крае патентной системы налогообложения?
— Нет. Дело в том, что в составе документов, подаваемых для государственной регистрации индивидуального предпринимателя, отсутствуют реквизиты, позволяющие ему заявить, на какой именно системе налогообложения он предполагает работать. Это уже вопросы налогового учета, а не государственной регистрации, т. е. несколько иная сфера деятельности налоговых органов.
С 1 января 2011 года вступили в силу изменения в п. 1 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствии с которыми документы могут быть направлены в регистрирующий орган по почте (с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения), представлены непосредственно и направлены в форме электронных документов. В последнем случае это можно сделать с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Сегодня на сайте ФНС России размещено 27 электронных сервисов для налогоплательщиков. Наиболее популярные среди них — "Узнай свой ИНН", "Личный кабинет налогоплательщика", "Проверь себя и контрагента", "Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП" и т. д.
Я зарегистрировалась еще в 2000 году. Никаких трудностей при этом не испытывала. В этом году мой сын тоже стал предпринимателем. Мне показалось, что за прошедшие годы в процедуре регистрации ничего не изменилось.
Никаких трудностей у меня не возникло. Предпринимателем я стала всего два месяца назад. Трудности в основном возникают уже после регистрации. Например, даже если ты ничего не производишь, отчисления в социальные фонды все равно надо делать. Поэтому человек, прежде чем стать предпринимателем, должен хорошо подумать и оценить, справится ли он с такой работой.
У меня не было проблем при регистрации ИП. У многих людей есть стереотип, что походы в налоговую — это долго и трудно. Но так бывает далеко не всегда, только если попадешь в период, когда предприниматели сдают квартальную или годовую отчетность. Регистрация через Интернет была бы удобной. Хорошо, если и юрлицо можно будет регистрировать через Глобальную сеть. Но в этом случае должны быть обеспечены меры безопасности. Я думаю, что хотя бы один раз человек должен прийти в налоговую, чтобы подтвердить свою личность, подписать какой-то документ.
Нина Ерыгина,
ИП (Локтевский район):
Предпринимателем я стала давно, еще в 1993 году. Тогда для этого нужно было обратиться в финансовый комитет при администрации района, где за пять дней делали свидетельство, и можно было начинать работать. Мне кажется, трудности при регистрации ИП могут возникнуть только из-за человеческого фактора, если регистрирующие органы плохо выполняют свою работу. Но в нашем районе таких проблем нет. Регистрация через Интернет — это удобно. Главное, чтобы не было технических проблем, чтобы заявки доходили.
Количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах Алтайского края (тыс. человек)
1 января 2009 года — 74,4
1 января 2010 года — 72,4
1 января 2011 года — 70,5
1 января 2012 года — 68,2
1 июля 2012 года — 68,5
По данным на 1 сентября, в России насчитывалось 4,1 млн. индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.