Почему пешеходам в Барнауле не скоро станет безопаснее

октябрь 3, 2012

Больше полутора месяцев прошло с момента резонансного ДТП около барнаульского торгово-развлекательного центра "Европа", но с точки зрения бе­зопасности на этом участке почти ничего не изменилось: пешеходы по-прежнему готовы идти на красный, а автомобилисты не всегда соблюдают скоростной режим. Многие горожане уверены: решением в этом и других аварийных местах должны стать надземные пешеходные переходы. Когда они появятся в Барнауле, сколько будут стоить и почему – в этом разбирались корреспонденты "СК".

Пешеходный переход.
Михаил Хаустов

Напомним: 9 августа на перекрестке Павловского тракта и улицы Георгиева, напротив "Европы", , переходивших дорогу на красный свет. В результате четырехлетний мальчик погиб, а две девочки попали в больницу.

На интернет-форумах тогда разгорелись споры на тему того, кто виноват больше: дети, которые бежали на красный, или молодая водительница, которая не успела сбросить скорость. Но в одном почти все сошлись: чтобы избежать таких аварий впредь, Барнаулу нужны надземные переходы. Это дешевле, чем подземный переход, и гораздо эффективнее, чем нерегулируемый, где, по статистике, чаще всего и случаются ДТП с пешеходами.

Вскоре последовало и заявление администрации Барнаула: у "Европы" будет построен первый в городе надземный пешеходный переход.

На вопрос, когда, сегодня вряд ли кто ответит: все подобные проекты в Барнауле пока лишь в планах. В городском ГИБДД корреспонденту пояснили, что сейчас только прорабатывается схема движения на сложных участках, а о точных сроках появления надземных объектов говорить рано.

Почти роскошь

Между тем переход – не самое дешевое средство решения транспортных проблем. По предварительным оценкам администрации города, на строительство надземного объекта около "Европы" понадобится 15 миллионов рублей. Опыт других регионов показывает, что в эту сумму можно и не уложиться. Так, в Новосибирске еще три года назад стандартные пешеходные мосты над Бердским шоссе обходились бюджету среднем по 19 миллионов рублей каждый. Смета более сложной конструкции (вантовый пешеходный мост на въезде в город) сначала составляла 20 миллионов, а в итоге выросла до 60 миллионов рублей. А в Нижнем Новгороде подобный объект обошелся бюджету в 66 миллионов рублей.

Кто и на какие деньги готов это построить? Первый вариант – городские власти. Но очевидно, что лишних денег в бюджете на это не предусмотрено. Пока горожанам можно рассчитывать на один переход, в лучшем случае – на два.

Андрей Ляпунов,
председатель комитета информационной политики администрации Барнаула:

Существует городская целевая программа "Повышение бе­зопасности дорожного движения на 2013–2017 годы". Надземный переход на Павловском тракте, а также еще один объект, о котором я пока не могу говорить, были внесены в эту программу еще летом. Переход на Павловском тракте (возле "Европы". –ред.) является первоочередным объектом программы. Сейчас по этому объекту готовится проектно-сметная документация. Мы сможем начать работы на объекте, по мере того как программа начнет финансироваться. В любом случае финансирование начнется со следующего года, все программы принимаются вместе с бюджетом, который будет рассматриваться на ближайшей сессии Думы города.

Дело бизнеса

Другой возможный инвестор – бизнес, который владеет объектами около аварийно опасных мест. Есть мнение, что если бизнесмены строительством торговых центров транспортные проблемы создают, то они же и должны их решать.

За примерами далеко ходить не надо. В соседнем Новосибирске комплекс "Мега" не мог получить разрешение на открытие, пока не построил транспортную развязку.

Самый свежий пример – 31 августа в том же Новосибирске на улице Большевистской открылся новый надземный пешеходный переход, возведенный на средства одного из крупных предприятий области.

В Барнауле бизнес вроде бы также был готов вкладывать в дорожную инфраструктуру. Так, в январе на пресс-конференции начальник отдела ГИБДД Барнаула Александр Колпаков сообщал, что пешеходные переходы к недавно открывшимся торговым центрам построят в Барнауле в течение 2012 года. Анонсировалось, что после зимы начнутся работы по возведению надземного пешеходного перехода к ТЦ Metro на Павловском тракте. На улице Власихинской, где открылась вторая "Лента", также планировался надземный переход.

Однако ни один из этих проектов так и не начал реализовываться. Компания Metro до сих пор не может согласовать с администрацией города проект. А "Лента" и вовсе никакой дополнительной работы возле своих гипермаркетов в Барнауле вести не планирует; речь идет лишь о повышении транспортной доступности магазинов.

Лола Жигальцова,
директор гипермаркета "Лента":

Мы понимаем, что наш магазин создаст значительный транспортный поток, поэтому мы заранее совместно с администрацией города расширили дорогу. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы автобус № 17 доезжал до нашего гипермаркета, а также, чтобы он стал конечной остановкой маршрута № 43.

Народный переход

Дошло до того, что барнаульцы сами готовы скинуться на бе­зопасность дорог. Предприниматель Евгений Агеенко еще в августе начал собирать подписи горожан под обращением к губернатору Александру Карлину. Цель письма – обратить внимание краевых властей на растущую аварийность на дорогах.

Евгений Агеенко,
предприниматель:

Я стал практически свидетелем той аварии и видел последствия своими глазами. Подземные переходы в нашем городе нужно было построить еще лет 20 назад, тогда бы у нас не было такой ситуации с ДТП с участием пешеходов.

В ходе работы с обращением некоторые автомобилисты предложили Евгению собирать не только подписи, но и деньги на строительство перехода. Логика простая: если власти не готовы обеспечивать нашу бе­зопасность, то мы должны сделать это сами, сбросившись, например, по 100 рублей. И может быть, получится построить такой вот народный переход.

Собирать деньги Евгений Агеенко пока не намерен – сейчас важнее обращение, под которым подписались уже сотни барнаульцев. Но идею считает реальной.

– Цель обращения – не просто заставить власть что-то делать. Я хочу, чтобы люди сами начали задумываться о том, что происходит вокруг них. Подписываясь под обращением, человек доказывает, что он готов сделать что-то для того, чтобы ситуация на дорогах стала лучше. Не обязательно для этого давать 100 рублей. Главное, чтобы мы хоть что-то начали делать, – уверен Агеенко.

Ставка на знаки

Сторонники строительства переходов указывают на то, что такие объекты позволяют повысить скорость движения и заодно хоть немного решить проблему пробок.

Сергей Ульрих,
старший преподаватель кафедры "Организация и безопасность движения" АлтГТУ:

На Павловском тракте установка надземного перехода позволит устранить задержки в движении транспорта. Ситуация, когда исчезает конфликт между транспортным и пешеходными потоками, всегда радует, а исходя из интенсивности транспортного потока на Павловском тракте, решение о строительстве надземного перехода уже давно лежало на поверхности.

Но повысит ли это безопасность? Есть сомневающиеся. Сотрудники ГИБДД в частных беседах признаются, что одно только строительство перехода не решит проблему частых ДТП на этом участке. Во-первых, нужны ограждения вдоль дороги, иначе пешеходам будет быстрее рискнуть и перебежать дорогу, чем тратить время на подъем и спуск по лестницам перехода. Например, на участке, где расположен въезд на парковку торгового центра, будет невозможно установить ограждения. Во-вторых, придется перестраивать всю схему движения.

Многое зависит и от качества разработки переходов, материалов, используемых в строительстве, и последующей эксплуатации объектов.

– Может получиться так, что на обледенелых ступеньках этого перехода будет больше жертв, чем сейчас в результате ДТП, – говорит Сергей Ульрих. – Несомненно, ступени должны либо иметь подогрев, либо обрабатываться противогололедными материалами. В конечном итоге решать будут проектировщики, которые получат заказ. Не удивлюсь, если стоимость объекта значительно изменится.

Андрей Ляпунов согласен, что сроки, расценки и объем работ могут быть не окончательными.

– Со стороны это кажется просто, но на деле это капитальное сооружение, кроме того, вдоль Павловского тракта идет огромное количество коммуникаций, которые необходимо будет разводить. Сейчас надо понять, какой объем работ потребуется осуществить помимо непосредственного возведения перехода, – говорит Ляпунов.

В любом случае первый надземный переход в Барнауле точно не появится в этом году и вряд ли – в следующем. Быстрее просто не успеть. Например, на строительство новосибирского надземного перехода около магазина "Гиперон" ушло несколько лет: время понадобилось не только на согласование проекта и его строительство, но и на перекладку коммуникаций.

Кстати, в целевой программе по повышению безопасности дорожного движения, о которой говорил Андрей Ляпунов, пока запланирована только разработка проекта перехода около "Европы" – на это в 2013 году будет потрачено 1,5 млн. рублей. О выделении денег на строительство объекта в программе речи не идет.

Пока же, если исходить из текста стратегии, безопасности на дорогах мы будем добиваться с помощью установки и замены дорожных знаков, увеличения числа светофоров и публикаций в СМИ.

Больше развязок!

Сотрудники ГИБДД Барнаула недавно побывали в студии радио "Серебряный дождь в Барнауле" в программе "Авточас". Игорь Тимофеев, заместитель начальника отдела ГИБДД Барнаула, Александр Галузин, начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения, и Сергей Мореходов, старший государственный инспектор государственного надзора, рассказали о том, как решаются проблемы движения в краевой столице.

О камерах

– Сегодня в городе работает четыре комплекса видеофиксации нарушений. Основная задача камер – не наказать водителя, а предупредить, что надо сбросить скорость. После того как появляются камеры, которые следят за скоростным режимом, аварийность снижается. Так было на участке Малахова – Павловский тракт, где после установки камеры аварийность резко снизилась. То же касается камеры на Змеиногорском тракте.

О Павловском тракте

– Сегодня проект изменения движения на Павловском тракте находится на стадии согласования. Помимо развязок появится отдельная полоса движения вдоль автоцентра "АНТ" и торгового центра "Москва", которая, по сути, будет малым Павловским трактом с выездом на Малахова.

О торговых центрах

– Мы не можем напрямую влиять на собственников строящихся торговых центров, но свои пожелания высказываем. Например, около торгового центра "Огни" на Антона Петрова будет установлено ограждение для пешеходов. Также разработан проект организации движения около торгового центра "Весна": там будет светофор и полноценный перекресток на Малахова и Советской Армии. Кроме того, мы не разрешаем открытие торгового центра без согласования с нами парковки.