октябрь 5, 2012
Российские работники образования отметят очередной профессиональный праздник 5 октября. В этот день они примут поздравления, получат премии и награды. А после снова погрузятся в будни, где успехи Петь и Тань выйдут на передний план, отстранив и реформу, и новую систему оплаты труда, и очередную аттестацию.
Самое главное - научить ребенка самостоятельно получать знание.
Михаил Хаустов
Сегодня слово героям образовательного фронта.
Открытую детскую душу ни за что не обманешь притворством. Если кто-то пришел в профессию случайно и что-то фальшивое из себя пытается строить, ребенок сразу это почувствует. Такая неподкупность учит искренности и ответной откровенности, тому, что жизнь надо воспринимать так, как ее видят дети. Мне посчастливилось: у нас с учениками всегда была взаимная любовь. Конечно, всегда находились обиженные родители, детей которых я рекомендовала перевести из физико-математических в классы с более простой программой, но это единичные случаи. Зато вот сейчас много репетиторства, да, а раньше их выпустишь безо всяких репетиторов и гордишься. Я всегда говорила на родительских собраниях: "Если я поставила в аттестат четыре или пять, ребенок может ехать в любой вуз страны, и он поступит".
Вообще, это великое счастье, если ты выбрал профессию педагога по призванию. Я после школы хотела поехать в Краснодар, чтобы окончить институт пищевой промышленности и работать потом на конфетной фабрике, но мама отговорила. Она у меня тоже учитель, правда, начальных классов. Я выбрала
своей стезей работу в школе и никогда об этом не жалела.Хотя в нашем деле бывало всякое. Я еще застала времена, когда мы за копейки могли купить все учебники и школьные принадлежности. Сейчас все иначе. Вот у меня трое внуков, собрать их в школу очень дорого, и я все время думаю: а если в семье денег нет? Какую душевную боль, должно быть, испытывают родители от того, что не могут осилить то, что предлагает государство!
Надо прежде всего научить ребенка самостоятельности. Он должен уметь заниматься самообразованием и самовоспитанием, свободно мыслить. Сейчас многие школы и многие учителя очень сильно зацикливаются на компьютеризации и информатизации. Зачем? Вот я была в этом году на семинаре с одаренными детьми в Москве. Верите ли вы, что там в ведущих школах ученики пользуются компьютерами и Интернетом только на уроках информатики. А у нас! Они же бегут к своим мониторам по любому поводу: вне зависимости, нужно ли им что-то по истории, химии или физике. От этого, согласно исследованиям, буквально за год резко падает уровень развития ребенка. Поэтому я еще раз повторяю: самое главное – научить ребенка самостоятельно, то есть с помощью книг, получать знание.
Ведь самые знаменитые люди мира занимаются самообразованием, а потом где-то на стыке профессий взлетают известными…
Если все в школах начнут не учить, а натаскивать, то мы потеряем не одно поколение. Детей надо воспитывать так, чтобы они стремились поглощать знания с огромным аппетитом. Еще, конечно, есть большая разница между учителем и педагогом. Знаете, в чем? Первый учит мудрости. А потому и претензии к нему высоки: он должен жить только по правде, по совести. Зачем впустую тратить свою жизнь на мелкие интрижки и недовольства? Мы все говорим: то не так, то не эдак. Но если ты выбрала быть учителем, ты должна работать на совесть.
Я на первом уроке часто спрашиваю у ребят: "Зачем вы ходите в школу?" Говорят: "Учиться". Чему? Все охватить не сможешь, а вот научиться быть универсальным, то есть разносторонним человеком – можно. О, как я люблю, когда мои ученики добиваются чего-то! Когда они умеют логически мыслить!
Чему меня научила школа? В первую очередь трудиться. Я нахожу отдушину только в труде. Если я не преподаю, то выращиваю овощи у себя на участке. И они вырастают просто обалденные.
За 34 года, которые я работаю в школе историком, произошло столько перемен и в школе, и в стране! И к самой истории менялось отношение. Мне, как и многим учителям, нужно было приспосабливаться к новым ритмам жизни. В свое время приходилось даже переступать через себя, учиться не навязывать детям свою точку зрения. Бывали уроки очень сложные, особенно вначале. Сегодня на своих занятиях я всегда спокойно выслушиваю все мнения учеников. В первую очередь мне интересно, что думают они. Потом мы ищем общую точку зрения.
Недавно у нас была, к примеру, жесткая дискуссия по поводу отношения к истории с "Пусси Райот". У меня как у человека пожилого к поступку этих девушек было негативное отношение. У ребят многих был совсем другой взгляд на эту ситуацию. Мы сошлись в конечном итоге на том, что нужно уважать свободу каждого человека. Что, если один пришел в храм молиться, другой не имеет права наступать на его чувства. Но при этом все согласились, что сажать за это в тюрьму нельзя. Главное в спорах – умение прислушиваться, стараться услышать другую точку зрения.
Школа действительно многому учит и самих педагогов. Учителям моего возраста, к примеру, сегодня довольно сложно осваивать новую технику. Но вместе с детьми мы справились.
В День учителя самые приятные моменты, когда тебя вспоминают ученики. Мне жаловаться на невнимание не приходится. Часто приходишь куда-нибудь в солидные организации и слышишь радостное: "А мы у вас учились!" Но в профессиональный праздник, как ребенок, радуешься звонкам, СМС-кам – это самое дорогое, никаких подарков не надо.
Перед Днем учителя, конечно, можно и поразмышлять о своей профессии. Главная проблема сегодняшней школы в том, что она теряет самостоятельность в выборе учебных программ, учебников. Стандарты регламентируют, какую необходимо выбрать образовательную линию. Если что-то меня не устраивает, то Рособрнадзор предупреждает, возвращает в рамки. С другой стороны, это и правильно. Потому что, переезжая из одной школы в другую, ребенок может оказаться в не очень хорошем положении, когда в одной школе его обучали по одним учебникам, а в другой по другим. Поэтому, какой бы умный ни был учитель, он должен соблюдать стандарты.
Настораживает то, что по нынешним учебникам крайне сложно дать российскую историю – очень мало внимания в них уделяется военной тематике. Огорчает и то, что моему предмету отведено недостаточно часов, но есть и радости. Например, мне импонирует, что сегодня образование идет к тому, чтобы старшеклассники осознанно выбирали предметы, по которым они будут больше заниматься. Но в сельской школе c этим выбором будет трудно. Из-за малого количества детей создать специализированные классы невозможно.
В День учителя хочется пожелать всем учителям здоровья – нервная система в школе, конечно, изнашивается. И внимания государства. Дню полиции, например, по ТВ большой концерт посвящают, нефтяников тоже бурно чествуют. А видели вы большой концерт в Колонном зале ко Дню учителя? Даже по таким мелочам отношение государства разное. Спасибо, в нашем районе нынче догадались, сделали большой праздничный концерт ко Дню учителя, порадовали.
В школу я пришла по многим причинам. Во-первых, это любовь к детям, во-вторых, стремление приносить пользу обществу. Думаю, что не покривлю душой, если скажу, что педагогика стала моим призванием. Сейчас я учитель, и мечта детства сбылась.
ИД "Алтапресс" в этом году отмечает 7 лет со дня начала проекта "Газета в образовании".
27 сентября в России отмечался День работника дошкольного образования. В Барнауле подвели итоги краевого конкурса "Детский сад года Алтая-2012". В номинации "Городской детский сад" победителем стал садик № 11 "Рябинушка" (г. Заринск), лучшим сельским детским садом – детский сад "Солнышко" (с. Барановка).
Лучших учителей Алтайского края торжественно поздравят с профессиональным праздником в Молодежном театре 3 октября. 20 человек получат премию по 200 тысяч рублей за победу
в национальном проекте "Образование" за счет федеральных средств и 100 человек по 30 тысяч – за победу в краевом конкурсе лучших учителей 1 октября в актовом зале Липецкого
государственного педагогического университета состоялась торжественная церемония объявления пятерки победителей Всероссийского конкурса "Учитель года России-2012". Учителей с Алтая в их
списке нет.
День учителя отмечается ежегодно 5 октября в более 100 странах с 1994 года. Исторической предпосылкой для учреждения праздника стала состоявшаяся.
5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей.