октябрь 9, 2012
Постановление № 2659, согласно которому на публичных мероприятиях следует собираться с плотностью "не более одного человека на один квадратный метр", подписал первый замглавы администрации Барнаула Петр Фризен. Примечательно, что документ вышел в предвыборную пору, когда участники политических процессов традиционно отличаются повышенной активностью.
Гражданская акция.
Михаил Хаустов
Как следует из постановления, в ходе публичных мероприятий плотность граждан не должна превышать показатель "один человек на один квадратный метр". Если мероприятие проходит в зале, оборудованном стационарными зрительскими местами, людей должно быть не больше, чем самих мест.
Из постановления г-на Фризена не ясно, кто и каким образом будет контролировать выполнение этих норм. Ничего не сказано в документе и об ответственности за нарушение нормативов.
Комментируя ситуацию, председатель комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Барнаула Геннадий Королев сообщил, что, во-первых, появление такого документа еще в мае было инициировано прокуратурой Барнаула, во-вторых, с выборами никак не связано. По словам г-на Королева, единственное, для чего было создано это постановление, — содействие безопасности граждан, сохранности объектов и помещений и соблюдению прав и законных интересов тех, кто участниками публичного мероприятия не является. Он подчеркнул, что сотрудники правоохранительных органов, которые будут на мероприятии (не только политическом, но и социально-культурном, просветительском и т. д.), должны просто следить, чтобы количество участников акции, митинга или демонстрации не превышало указанного в заявлении, которое традиционно подается в администрацию. Измерять рулеткой расстояние между гражданами никто не будет, заверил чиновник.
А вот если, например, заявили об участии 500 человек, а пришли 5 тысяч, то это недопустимо. Будем применять наказания согласно соответствующей статье КоАП. Но для Барнаула эта "тема" неработающая. Ни за прошедшее со дня выпуска постановления время, ни до него такой необходимости не возникало. Народу на мероприятия всегда приходит меньше, чем заявлено организаторами, — в реалиях нашего города это железное правило.
Он уверен, что "выборы — это только один из фрагментов политической жизни города, который при всей важности не является единственным, и все попытки найти связь между выборным процессом и сентябрьским постановлением высосаны из пальца".
Подтвердила это и старший помощник прокурора краевой столицы Ольга Бородина. Еще 2 мая 2012 года прокуратура направила соответствующее представление в городскую администрацию. Основанием послужила жалоба депутата Алтайского краевого Заксобрания, члена фракции ЛДПР Алексея Кушнарева на проведение публичного мероприятия весной этого года напротив здания ГУВД. По мнению заявителя, оно мешало прохожим и т. д. Администрация Барнаула проект постановления разработала сразу, но пока исправлялись ошибки, шли согласования, прошло четыре месяца. В итоге документ вышел накануне выборов в Барнаульскую городскую Думу.
Сами же политики думают так. В частности, лидер регионального отделения одной из партий хотя и считает, что постановление "было выпущено не под выборы-2012, так как времени до них осталось очень мало", но видит в нем очередное "закручивание гаек": "Либерализации существующего законодательства подобные акты точно не способствуют и ни к чему хорошему не приведут. А негатив народа он же все копится-копится, но в один момент может и вылиться на эту же самую власть".
С ним солидарен и один из кандидатов в депутаты Барнаульской городской Думы, который уверен, что данное постановление необходимо оспаривать вплоть до Конституционного суда: "Пусть и косвенно, но это запретительная мера. Этот документ — отличный способ для манипулирования. В дальнейшем он может быть хорошим предлогом для отказа в проведении мероприятия. Например, подаст партия, близкая власти, заявление на проведение митинга в центре Барнаула — ей все согласуют, а подаст другая — скажут, что вот, мол, по количеству человек на это место не проходите".