октябрь 19, 2012
1 октября в футбольной академии ведущей команды России появилась новая штатная единица – тренер-психолог. Им стал наш земляк Вадим Визе, до недавнего прошлого – замдиректора по научно-методической работе детской спортивной школы "Рубцовск".
– Вадим Анатольевич, как вы попали в академию "Спартака"?
– Здесь давно собирались обзавестись психологом, дело было только за кандидатурой. Почему выбор пал на меня? В конце 2011 года я представил в центре переподготовки футболистов свой опыт психологической подготовки детей в футбольных командах. Аудиторию это заинтересовало, меня пригласили в Москву. В августе 2012 года я приехал, представил академии свой план психологического сопровождения, прошел экспертную оценку и был принят на работу.
Также, думаю, не последнюю роль сыграло мое игровое прошлое.
– Тренер-психолог редкая профессия?
– По моим данным, в России это первый такой опыт. Обычно в командах и спортивных школах есть психолог, который проводит диагностику и так далее, но это не тренер. Он всегда как бы вне игры.
Вообще, спортивная психология – наука развитая, есть целые кафедры, но, конечно, не все
команды могут себе это позволить. В столице все-таки другой уровень. Но я думаю, зародившись здесь, данное направление распространится и по другим городам.
– Как будет построена ваша работа?
– Работать будем не только с детьми, но и с родителями и тренерами. Тренер-психолог всегда в процессе игры. Дети до обеда в школе – все учатся в первую смену, я в это время занимаюсь обработкой тестирований, пишу рекомендации. Когда юные футболисты возвращаются из школы, переодеваюсь в форму и выхожу на тренировку в составе различных команд, нахожусь рядом с тренерами.
В частности, уже начинаем вводить упражнения на концентрацию внимания, чтобы дети не теряли соперника во время игры. Тут видите, какая тонкость: спортсмен, особенно ребенок, может во время матча засмотреться на то, как играют другие, выпасть из процесса. Мы следим, чтобы такого не было.
Еще я делаю психологический срез матча: смотрю, в какой момент команда теряет тонус, выявляю причины, чтобы впредь парни не попадались в те же ловушки. Много тонкой, интересной работы.
Мне самому нравится. Сейчас знакомимся постепенно, дети оценивают меня, проверяют на прочность: умеет ли их психолог что-нибудь с мячом делать? Классно!
– В психологии футболистов есть какие-то особенности?
– Это экстремальный, стрессовый вид спорта. Здесь тоже возможна некоторая профессиональная деформация личности, и нюансы, конечно, есть. Вот смотрите: лучшие воспитанники академии будут играть за команду "Спартак-Москва" в "Лужниках", где за игрой обычно наблюдают 70 000–80 000 зрителей. Это очень серьезная психологическая нагрузка. Мы привыкли, что надо развивать ребенка физически, но ведь психологически он тоже должен быть подготовлен. Должен быть лидером, уметь обыгрывать соперников. Это все формируется постепенно. Я провожу диагностику воспитанников на темперамент, нервно-психическую устойчивость, качества характера, а потом вношу, если нужно, коррективы, даю рекомендации тренеру.
– Какие требования предъявляются к личности спортсмена?
– Устойчивость и самоконтроль. Этому я и должен научить юных футболистов. Здесь работа делится на три этапа. Первый – предсоревновательная подготовка – рассчитан на борьбу с предстартовым волнением. Второй – соревновательный: мы учимся не тратить время на включение в игру. Решаем и другие задачи: как, выйдя на поле с большим количеством зрителей, не потерять концентрацию, не реагировать на отвлекающие факторы? Как уметь при всем этом работать на зрителя, показывать красивый футбол?
И третий этап – восстановление. Окончание игры – тоже стресс. Только что ты боролся за мяч, эмоции переполняют, как с ними справиться?
В "Спартаке" целая философия воспитания личности. Кто-то попадет в команду, кто-то нет, и наша цель сделать так, чтобы эти дети тоже нашли свое место в жизни. Это вообще отдельное направление – воспитать человека таким, чтобы он не "рухнул" от неожиданной неудачи или травмы.
– Расскажите о своих новых воспитанниках. Какие они?
– В академии занимаются около 300 человек от 6 до 18 лет. Здесь много одаренных ребят из других регионов, 45 человек живут в интернате. Им нужно помочь адаптироваться, вписаться в коллектив. Ведь и менталитет другой, и привычки, плюс разлука с домом сказывается. И потом, вот приехал парень, например, из Орла. Там он был звездой, а здесь все такие, как он. Нужно выходить на новый уровень, но при этом без надломов.
– Какой возраст самый опасный у начинающих спортсменов?
– Шестнадцать – восемнадцать лет. Ребята, как правило, задумываются о будущем, прикидывают свои шансы, в какую команду попадут. У кого-то прямая дорога сразу в "Спартак-Москва", у кого-то более длинный путь. Все это тоже может сломать.
– На Алтае, слышала, дети вас любили. Как планируете завоевывать расположение новых подопечных?
– Я их уважаю. Каждого парня, который пошел тем же путем, что я в свое время. Я знаю, что они будут испытывать эйфорию от победы, упадок от поражения. Знаю, что им будет тяжело совмещать спорт и школу, и так далее, и тому подобное.
Важно, чтобы они как можно меньше переживали из-за ошибок, – этому и так много времени уделяется, а вместо этого шли вперед. Если все время отмечать неудачи, они потом стараются работать так, чтобы не ошибиться, а новых высот уже не достигают. Я стараюсь ориентировать их на достижение целей.
Воспитанники академии "Спартак" регулярно встречается с ровесниками из Англии, Италии, Испании, Германии. В последние годы юные футболисты "Спартака" побеждали сверстников из "Манчестер Юнайтед", "Челси", "Милана", "Баварии", выигрывали крупные международные соревнования.
Вадим Визе, тренер категории "С" (может работать помощником главного тренера во второй лиге). Родился в 1966 году в Рубцовске. Окончил Сибирский университет физкультуры. Образование психолога получил на Алтае в краевой педагогической академии.
Играл в футбол с восьми лет. Карьера нападающего окончилась в 21 год после травмы колена.