январь 9, 2006
После назначения Александра Бердникова главой Республики Алтай (он вступит в должность 20 января) местное политическое сообщ6ество интересует, кто станет новым главным федеральным инспектором в Алтайском крае. Однако некоторые эксперты считают, что нового высокопоставленного чиновника придется ждать довольно долг, и объясняют это тем, что новый главный федеральный инспектор будет назначен на два субъекта Федерации, что положит начало процессу их объединения.
Эта версия имеет свою хоть и не прямую, но, все-таки, аргументацию. Заключается она в следующем. Полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин – известный сторонник объединения регионов и противник принципа национально-территориального устройства. По мнению Квашнина, например, целесообразно объединение Иркутской области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом и Читинской области с Агинским Бурятским автономным округом. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, он заявлял в мае 2005 года в Новосибирске. Интересно, что в Иркутской области и УОБАО – один главный федеральный инспектор на два пока еще не объединившихся региона. То же самое – в Читинской области и АБАО.
Усть-Ордынский бурятский автономный округ был образован в 1937 году в составе Иркутской области. Субъектом Российской Федерации он стал только в 1992 году. Агинский Бурятский автономный округ, также образованный в 1937 году, до 1992 года был составной частью Читинской области, а в 1992 году стал самостоятельным субъектом Федерации. Горно-Алтайская автономная область (в настоящее время – Республика Алтай) до 1991 года входила в состав Алтайского края. Кстати, в Республике Алтай уже продолжительное время нет главного федерального инспектора.
Еще одним косвенным аргументом в пользу скорого объединения Алтайского края и Республики Алтай является то, что ряд федеральных структур уже обслуживают два региона – это Агентство лесного хозяйства и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному контролю. В скором времени к ним присоединятся Почта России и, по данным наших источников, ряд других федеральных структур.
Впервые разговоры об объединении Алтайского края и Республики Алтай начались в 2001 году после заявления председателя крайсовета Александра Назарчука, сделанного в интервью «СК»: «Я собираюсь поехать в Республику Алтай и найти инициативную группу, которая бы провела референдум о присоединении к Алтайскому краю. Я сказал Зубакину и Табаеву (Семен Зубакин и Даниил Табаев – тогдашние глава и председатель Эл-Курултая Республики Алтай), что буду этим заниматься. Я был у них на сессии, когда они отделялись, поэтому хочу и назад их забрать».
С тех пор разговоры об объединении периодически возникают. Анатолий Квашнин в 2004 году на пресс-конференции в Барнауле высказался о целесообразности объединения двух Алтаев, но подчеркнул, что это его личное мнение. Осторожность полпреда не случайна, поскольку точка зрения Кремля по поводу проблемы в целом и укрупнения тех или иных регионов в частности до сих пор не обнародована. «Парадокс в том, что, создавая крупные регионы, центр способствует формированию федерации из сильных, экономически самодостаточных субъектов. А центру на самом деле политически выгодны регионы мелкие и слабые», - считает руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский. Впрочем, к объединению Алтайского края и Республики Алтай опасение создания «сильного, экономически самодостаточного субъекта» вряд ли относится.