октябрь 15, 2012
14 октября в столице Алтайского края прошли выборы в городскую думу. Ассоциация "Голос" вела долгосрочное наблюдение за ходом избирательной кампании в Барнауле - с момента её старта в июле. 15 октября состоялась пресс-конференция, на которой были подведены итоги этого наблюдения.
Вынужден констатировать: за последний год мы приняли участие в трёх выборах - это выборы депутатов Государственной думы 4 декабря, выборы президента 4 марта и сейчас, 14 октября. И выборы в гордуму Барнаула - самые грязные выборы, которые нам довелось наблюдать. Мы пресекали разные формы нарушений, сталкивались с недопуском корреспондентов, членов комиссии, даже кандидатов на избирательные участки или округа. Вопросы по пресечению противодействия избирательных комиссий приходилость решать на самом высоком уровне - и даже тогда эти вопросы почти не решались.
Координатор ассоциации рассказал, как проводились наблюдения - с 7.00 на избирательные участки выехало 100 стационарных корреспондентов "Голоса" и 30 мобильных групп. "Мы закрыли практически весь город – больше 200 избирательных участков. И получили протоколы более, чем со 130-и", - сказал Андреев.
Что можно сказать? Город разделился на две равные части - это Центральный, Железнодорожный района, часть Октябрьского, где фальсификации были минимальные, и Ленинский, Индустриальный, небольшая часть Железнодорожного, где "карусели", вбросы, участие членов избирательной комиссии в фальсификации было настолько массовое, что предварительные подсчёты позволяют нам сказать: только явка была увеличена из 20%. И из них можно смело вычитать 7-8%. Это люди, которых привезли на избирательные участки и которые голосовали по несколько раз. На деле явка была в лучшем случае - 12%.
"Вброс за партию власти был от 14 до 20 тысяч голосов", - заявил Андреев. Это составляет достаточно большое количество прибавленных, - "около 15% по максимуму к результатам", - пояснил он.
При открытии избирательных участков самые большие трудности для корреспондентов ассоциации возникли в Ленинском и Индустриальном районах. "Нас туда пытались не пускать, пытались не включать в списки лиц, имеющих право присутствовать на избирателтном участке, ограничили фото- и видеосъёмку. В том случае, если член комиссии или корреспондент голоса пытались пройти по залу и посмотреть, осуществляются ли правонарушения или нет, это было основанием для удаления корреспондентов", - рассказал координатор ассоциации.
Также, по его словам Артёма Косарецкого (снятого с выборов кандидата, - прим.ред) дважды пытались удалить с двух избирательных участков. С одного - под предлогом, что он мешает. Представители "Яблока и "Голоса" не увидели никаких правонарушений у корреспондента, а все остальные настаивали, что он мешал. "Я приезжал на данный избирательный участок, - говорит Сергей Андреев. - И изначально решение об удаление звучало не как препятствие деятельности избирательнйо комиссии, а так, будто человек устроил драку, дебоширил и на этом основании его удаляют. После моего приезда они переписали решение , что якобы он просто препятстововал. Но удалили всё равно".
Наши корреспонденты, взаимодействовавшие со "справедливороссами", "Яблоком" и Республиканской партией, заметили массовые голосвания. Как это происходило? На всех избирательных участках была возможность предоставить дополнительные списки от предприятий непрерывного цикла действий. Например, комбинат школьного питания, у которого в официальном распорядке работы суббота и воскресенье значится как выходной, - предоставил списки на 543 человека на один тольуко участок (92-й). И именно на этом участке председатель комиссии не давала возможность ни кандидатам, ни наблюдателям, ни корреспондентам ознакомиться с этими списками и сверить заявленные с реальными. Только после моего вмешательства, за 15 минут до закрытия участка, предоставили такую возможность, когда все практически проголосовали.
Зафиксировано лично мной: подходит молодой человек лет 18 к секретарю, который сидел на этих списках и заявлениях, подаёт паспорт, в котором бумажка с фпамилией, за кого ему нужно выдать бюллетень. И мы ловим этого 18-летнего: ему выдали бюллетень за человека, которому 30 лет. Попытика пресечь это увенчалась тем, что человека забрали в комнату к полицейским, затем отпустили, не составив ни протокола, ни заявления, ни-че-го. Но зато удалили корреспондета, который обнаружил эту процендуру. Потому что он не имел права требовать сверить данные паспорта, ведь эти данные – конфиденциальная информация. И этим законом о конфиденциальной информации прикрывались все председатели избирательных комиссий, которые осуществляли подобные нарушения.
По данным наблюдателей от Республиканской партии, на ряде избирательных участках 4-го округа были председатели избирательных комиссий, которые выдавали "по бумажкам" избирательные бюллетени. На 5-м округе член комиссии, который выдал бюллетень по такой бумажке – , чтобы не попасть под уголовную отвественность, - утверждает Андреев. На 23-м избирательном участке, по его словам, председатель избирательной комиссии пыталась вынести дополннительные списки для голосования, но была поймана наблюдателями от "СР" и "РПР". "Вызвали полицию, составили протокол, прошло собрание комиссии... Комиссия оставила этого председателя исполнять свои обязанности несмотря на это правонарушение", - рассказал Андреев.
С какими ещё сложностями столкнулись наблюдатели? "Это абсолютно незаконная попытка не допустить на окружные избирательные комиссии, находящиеся в администрации Ленинского и Индустриального района людей для наблюдения за подсчётом голосов. Процесс урегулирования занял больше трёх часов. Последнего нашего корреспондента я смог провести лишь в 11 вечера, - а они пришли пол-восьмого. Человек ждал, а что за это время сделала окружная избирательная комиссия, мы не знаем", - заявил координатор "Голоса".
Результаты выборов несправедливы. Они не отражают реальное волеизъявление граждан.
И ещё одна особенность. В Барнауле никто особо и не знал, что будут выборы. Никто из администрации города, избирательной комиссии края, не стремился к повышению явки на выборах, а даже наоборот. Единственный баннер, малоприметный, говорящий о том, что в городе выборы, висит на мосту у Нового рынка. Была установка на минимальную явку. Когда она такая, достаточно просто манипулировать исходом выборов, особенно если у тебя в руках административный ресурс.
Александр Гончаренко, председатель Алтайского регионального отделения партии "Яблоко", также высказался на пресс-конференции. "Я лично не в первый раз принимаю участие в выборах и как-то вспоминаю нарушения, которые раньше были, как мы на них реагировали... Эти вещи по сравнению со вчерашней ситуацией просто смешны.
Размах этой акции был немного не таким, как говорит Сергей Андреев. Достаточно серьёзный размах был и в Октябрьском районе. Я лично задержал трёх людей среднего возраста, которые ходили голосовать в 53-ю школу, имея прописку в посёлке Лебяжьем. Полицейский сначала не реагировал, но под мои давлением в итоге составили протокол. Но через два часа полиция позвонила мне. Им поступила жалоба, что я оскорбил председателя участковой комиссии, что чуть ли не физически воздействовал на этих избирателей.
На 194-м участке наш адвокат поймал человека, который живёт в Рубцовске, но пытался проголосовать в Барнауле. Причём, он получил бюллетень и бросил. Председатель комиссии легла грудью на нашего адвоката, но он вынудил полицейских проверить документы.
...Вчера был полный беспредел! Все наблюдатели, и партии "Яблоко", и республиканцы - все прохлопали. Мы должны это признать. В 4 часа прошла информация о том, что некие молодые люди начали приходить голосовать, а им председатели комиссии стали указывать на дверь, говоря, что они ошиблись. Я понял, что план выполнили и пошла команда "Отбой".
С выборами это сравнить?.. Не знаю. То, что мы пережили вчера, далеко от выборов.
Я вчера весь день ездил по городу, разговаривал с людьми. Мои личные наблюдения полностью подтверждают выводы ассоциации "Голос". Официальные результаты вчерашних выборов не имеют к реалиям никакого отношения. У оппозиции украли треть голосов. "Единая Россия" – партия с процентами, но без избирателей.
Две основные технологии результата для "Единой России": 1000-1200 молодых людей, в основном студентов первых-вторых курсов, курсировали по городу. Основной вброс был сделан до обеда. Для студентов заготовили конверты с адресами, их оповещали по SMS о "позывных", паролях; подготовили членов избирательных комиссий. И, услышав пароль, член комиссии вписывал ложные данные в лист регистрации, выдавал бюллетень, "карусельщик" голосовал. Их видели практически все.
По словам Рыжкова, эта технология страшна тем, что с ней практически невозможно бороться. "И эта технология всероссийская. - утверждает он. - Я читал ленты новостей, вчера были "круизы" по всей стране. Даже если бы оппозиция захотела, она не может это использовать, поскольку нужен сговор с избирательной комиссией, которая подчиняется власти. Ничего нельзя с этим сделать. В Рязани боролись так: у 38 автобусов прокололи шины, выхлопные трубы залили пеной, кирпичами разбили лобовые стёкла. Законного способа бороться с этим явлением нет".
Вторая схема – это "белый привод", когда деньги платят агитаторам, а те делятся с избирателями ( по 100-200-300 рублей). И в день выборов они голосуют с паспортами, только не по совести, а за деньги. Наша общая оценка, что по Барнаулу из ста тысяч голосов от 15 до 20 тысяч – вбросы. Это означает, что наши партии набрали намного больше процентов на голосовании, чем сказано в официальной статистике.
"Я не знаю, как бороться с этими двумя технологиями", - констатировал руководитель регмонального отделения РПР-ПАРНАС.
Я связывался с представителями "Справедливой России". Они готовят документы, жалобы, заявления для обращения.
Лично я считаю, что выборов в Барнауле не было. Кандидаты, наблюдатели и другие не были готовы к таким хорошо спланированным и организованным действиям.
Спецоперация позволила в первые полтора часа после открытия избирательных участков решить вопрос о рейтинге "Единой России". Мы наблюдали вакханалию, которая происходила с утра. С "каруселью", которая происходила на наших глазах, мы не могли сделать ничего.
Поэтому статистика рейтинга партии в этой ситуации не должны нас интересовать.
"О том, что выборы были, я сказать не могу. О том, что мы их проиграли – тоже. Что дальше делать? Предстоит думать", - резюмировал Олишевский.