октябрь 19, 2012
- Вокруг слова "модернизация" всегда очень много шелухи. В мире всего две системы здравоохранения: Семашко и Бисмарка. Все остальное – словоблудие, улучшение материально-технической базы, - убежден Александр Кунгуров, заведующий отделением экстренной и консультативной медицинской помощи краевой больницы. Он говорит, за его карьеру это уже седьмая реформа, призывающая повысить доступность и улучшить качество медпомощи.
Недавно в Москве прошел первый национальный съезд врачей Российской Федерации, где по существу рассматривались все те же вопросы. Заслуженный врач России рассказывает подробности и делает комментарии.
Александр Кунгуров, заслуженный врач России.
Олег Богданов
- Ерунда это все. Слухи. Будут также фапы, больницы и так далее. Продолжатся поступления медтехники, ремонты, строительство больниц и поликлиник, усиление службы скорой помощи, Никогда государство не предпринимало столько усилий для улучшения системы здравоохранения.
Вообще сегодня можно со стопроцентной уверенностью сказать, что на Алтае для сельского жителя экстренная специализированная медицинская помощь доступнее, чем в Барнауле. Почему? Благодаря в том числе и нашей службе. Вот к нам обращаются со сложными вопросами врачи из районных больниц и городов края (кроме его столицы), мы фиксируем звонок, а дальше, в зависимости от ситуации, принимаем решение: выезжаем на место, высылаем необходимое оборудование, вывозим больного в краевые центры, либо ограничиваемся дистанционной помощью. Кстати, как человек всю жизнь борющийся со временем, я однажды подсчитывал, какой из способов экстренной помощи самый быстрый и доступный. Кажется, что на вертолете, правда? Но по регламенту, вертолет готовится к полету полтора часа летом и два с половиной зимой. Летать можно только в светлое время суток плюс нелетная погода. Вот и считай… Поэтому зачастую наш реанимобиль быстрее будет.
Но самый беспроигрышный инструмент – телекоммуникации, передача знаний на любые расстояния со скоростью света. Вот при вас позвонили из Алтайского района. Автомобиль еще не успели завести, а местный врач уже знает, что ему делать.
А врачебному сообществу я бы посоветовал вступать в медицинскую палату Алтайского края и активно содействовать модернизации здравоохранения.
- Санавиация – это гвардия краевого здравоохранения, она была создана для того, чтобы нивелировать разницу уровней медицинской помощи в городах и районах нашего огромного края. Мы можем любую ситуацию разрешить. А звонят, потому что в сельских больницах острый недостаток врачей и опыта в узких направлениях или по настоятельному требованию родственников. Такое тоже бывает. Жалобы родственников, кстати, - дело хорошее. На моей памяти не одного больного таким образом спасли. Но люди разные, конечно, попадаются, поэтому надо уметь их слушать с ними сопереживать и всеми силами и средствами помогать.
- Все сложности главным образом связаны с недостатком опыта. Ведь, можно сказать, у каждого учреждения свое понятие о "чрезвычайной ситуации". Например, для краевой больницы принять одновременно двадцать тяжелых больных - норма. Здесь четыре различные реанимации, квалифицированные врачи, оборудование. А вот для Алтайского района, скажем, и трое больных с желудочным кровотечением или с политравмой – чрезвычайная ситуация. Они не смогут помочь, даже, если у них будет хирург семи пядей во лбу. Потому что у него за пять лет, может, один такой пациент. Как его лечить?
А вообще без контроля качества ни одна система не может работать эффективно. Это основа основ, без нее - деградация. Почему промышленность и медицина в Японии в свое время резко вырвалась вперед? Потому что они ввели непрерывную систему контроля, которая начинается с самоконтроля.
- Во-первых, насыщенности аппаратурой в той мере, в какой необходимо, еще нет. Впрочем, вы правы, острота вопроса снимается. Но все-таки в некоторых случаях не в коня овес. Вот, например, недавно в Славгороде запустили компьютерный томограф. Штука дорогостоящая, а толку нет, потому что врачи не знают, как лечить то, что они в новых условиях могут диагностировать. В США два или три штата покупают один компьютерный томограф и поочередно перевозит из штата в штат.
- Вы действительно верите, что можно, съездив несколько раз на курсы, стать хорошим хирургом, нейрохирургом, ангиохирургом?! Значит больных, у которых выявлены заболевания при помощи компьютерного томографа, необходимо отправлять в краевые центры для высокотехнологической медицинской помощи, значит нужны специальные автомобили и бригады реаниматологов
- Вопрос о кадрах более сложный, чем все остальные. Медведев пообещал, что до 2018 года врачи будут получать зарплату до 90 тысяч рублей. Академик Чазов, присутствовавший на мероприятии, после этого встал и сказал: "Я специально до этого доживу, чтобы проверить: то, что вы говорите – правда или нет".
Вообще зарплаты у врачей в России были низкие всегда. Вот у меня отец, врач, получал шестьдесят рублей, я – девяносто, при средних зарплатах в двести рублей. Для того чтобы прокормить семью, приходилось придерживаться такого графика: сутки я работал хирургом в "горке", делал перерыв часов на восемь, потом выходил на "скорую", потом отдыхал два часа и по новой. Только так у меня зарплата выросла. Помню, получил отпускные 280 рублей… Счастье!
- Как президент ассоциации хирургов края, я проводил опрос среди молодых коллег: почему они не хотят работать в районах. Ответ: потому что нет перспективы. Сейчас вообще тенденция такая - умные парни во врачи не идут. Есть, конечно, исключения. Романтики. Но они быстро сгорают, потому что проходит флер, начинается упорная трудовая жизнь и обыденная работа в нищете. Не каждый это выдержит.
Вот посмотрите: вроде полный медицинский университет студентов, но в хирурги или реаниматологи мало кто идет. И понятно почему. Я вот иду недавно по парку. На встречу вальяжный такой парень с девушкой. Он ей говорит: "Да, я за червонец палец о палец не ударю, не то, что грузить что-то пойду". Я думаю, господи, врач за этот червонец, света белого не видит… Это обидно.
- Врач вообще не должен думать о деньгах. Он должен получать по своему рангу, как в армии, а не заботиться, где бы ему подработать еще, чтобы семью накормить. Надо назначать начинающему специалисту такую зарплату, чтобы он мог питаться, одеваться, покупать книги, учиться, отдыхать. По нынешним меркам это примерно 32 тысячи. Но при этом он должен знать, что зарплата вырастет. Иначе страшная ведь метаморфоза происходит с врачами и медицинским персоналом, когда государство ставит их в условия ориентирования на деньги.
Самое главное для молодежи – это перспектива. Если молодой человек видит ее, он будет развиваться, если нет – пошлет все к чертовой матери.
Александр Иванович Кунгуров в 1984 году назначен заведующим отделением экстренной и плановой консультативной медицинской помощи (санитарной авиации) Краевой клинической больницы. При нем были внедрены эндоскопические методы обследования и остановки желудочно-кишечных кровотечений, проведение гипербаротерапии при выездах/вылетах портативными барокамерами, дистанционные методы компьютерной диагностики острых заболеваний и травм органов брюшной полости, желудочных кровотечений и нейротравм.
В 1994 году Александр Кунгуров разработал и внедрил компьютерную программу мониторинга экстренной специализированной медицинской помощи сельскому населению края. В 1990 году принимал выступал экспертом в подготовке коллегии "Об организации службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях в РСФСР".
Основной целью своей работы Кунгуров считает улучшение доступности и качества специализированной медицинской помощи сельскому населению. Им разработана автоматизированная система мониторинга экстренных больных в лечебно-профилактических учреждениях края, которая позволяет дистанционно наблюдать больных, получивших помощь специалистов Центра, и своевременно оказывать экстренную медицинскую помощь.