октябрь 24, 2012
Рынок жареных семечек в Алтайском крае из стихийного состояния с базарчиками, бабушками и кульками приобрел цивилизованный вид в 2004–2005 годах, когда в регионе начали активно развиваться несколько амбициозных игроков. Сейчас, по оценкам экспертов, данное направление уже сложилось. В регион регулярно заходят федеральные компании, а местные, в свою очередь, пытаются противостоять их экспансии. Ставку они делают прежде всего на отсутствие "химии" в своей продукции. Однако сами признаются: без рекламы и масштабного продвижения, на одной экологичности производства далеко не уедешь.
Последние годы Россия занимает почетное первое место в мире по производству и потреблению жареных семечек. Далее за нашей страной следуют США. Продукт, направленный на обширную целевую аудиторию в лице тех, кто имеет зубы, оставаться вдалеке от большого бизнеса долго не мог. Уже в конце 1990-х вытеснять бабушек с бумажными кульками начали компании, фасовавшие семечки в пакеты. Именно в тот момент данный продукт стал полноценной товарной категорией. Вторым "рыночным" расцветом семечек считается середина 2000-х годов, когда пресытившийся сухариками покупатель вновь обратил к ним свои взоры.
В этот момент развитие цивилизованного рынка семечек началось и в Алтайском крае. В 2004 году свою продукцию начали активно продвигать два местных игрока — компания "Алтайские семечки" и индивидуальный предприниматель Холодов с семечками "Клевые" с вороной на упаковке.
Сергей Бенслер,руководящий предприятием "Колос" в Локтевском районе, которое в течение последних лет занимается производством жареных семечек, считает появление подобных фирм вполне закономерным явлением. В середине 2000-х годов производство подсолнечника кондитерских сортов было избыточным, поэтому логично, что кто-то решил этим воспользоваться.
По некоторым оценкам, сейчас жители Алтайского края потребляют 350–400 тонн жареных семечек в месяц. Как отметил Александр Кенигсберг, соучредитель компании "Алтайские семечки", еще пять – семь лет назад спрос на подобную продукцию демонстрировал уверенный рост. Последние годы этот показатель находится на одном уровне.
Зато на местном рынке наблюдается другая тенденция. Фасованная продукция все больше завоевывает покупателей. И если раньше сырые весовые семечки можно было купить в районных магазинах, то сейчас их найти сложнее. Подтверждением этому служит один любопытный факт. Несколько лет назад одна из федеральных компаний выводила на местный рынок свой продукт — сырые семечки в объемной таре. Предполагалось, что покупатель сам будет жарить "лузгарики" дома на сковородке, как когда-то. Однако эффект ностальжи не сработал. Продукт не получил большого распространения.
Вопреки всему федеральные компании продолжают продвигать свою продукцию на алтайский рынок. В этом преуспела фирма "Тролль" с торговой маркой "Бабкины семечки", прежде всего, за счет больших объемов и массированной рекламы. За 2010–2011 годы инвестиции в развитие производства и продвижение брэнда "Бабкины семечки" превысили 1 млрд. рублей.
Говоря о конкурентных преимуществах перед "федералами", местные производители ссылаются на экологичность своей продукции. Как сообщили в отделе маркетинга "Алтайских семечек", крупные компании, к примеру, жарят семечки на олеиновых маслах. В этом случае могут добавляться различные консерванты. В итоге срок годности семечек увеличивается, полезные свойства уменьшаются. Алтайские предприятия в основном применяют принцип обжарки семечек воздухом.
Долгое время одним из основных преимуществ местных производителей оставалась доступность сырья. Однако в последние годы производство подсолнечника в крае стагнирует. Сейчас его уборка продолжается, но прогнозы уже неутешительные. Валовой сбор может в итоге оказаться на 30% ниже, чем в предыдущие годы. В этой связи местные предприятия начали искать поставщиков за пределами края. Так, 20% сырья на переработку "Алтайские семечки" ввозят из других регионов.
Кстати, два года назад компания решилась еще на один рискованный шаг. "Алтайские семечки" проавансировали несколько сельхозпредприятий, которые приобрели семена уникального сорта "полосатых" семечек, завезенных из США, и занялись их производством. У конкурентов "Алтайских семечек" пока такого сырья нет.
Как отметил Сергей Бенслер, за годы существования данного бизнеса в крае с рынка ушло большинство игроков. По его подсчетам, в небытие кануло 90% тех отчаянных предпринимателей, которые в свое время решили заняться семечками. По данным "ВД", в настоящий момент в Алтайском крае осталось порядка шести-семи подобных предприятий.
Крупных компаний, фасующих более 1 тыс. тонн семечек в месяц, в Алтайском крае пока нет. Зато есть "середнячки", производящие примерно 200–500 тонн. К ним можно отнести "Алтайские семечки" и "Колос" из Локтевского района. И, наконец, существует целый пласт совсем мелких производств, которые жарят до десятка тонн семечек в месяц.
В последний список входит, к примеру, "Маслобойный завод" из Барнаула. О начале выпуска жареных семечек предприятие объявило в конце прошлого года. В частности, говорилось, что на организацию нового производства было потрачено около 12 млн. рублей. За два месяца 2011 года "Маслобойный завод" расфасовал чуть более одной тонны семечек. Однако на рельсы производство так и не встало. Как сообщил "ВД" Герман Шабалин,генеральный директор "Маслобойного завода", сейчас жареные семечки предприятие не производит. Но, возможно, чуть позже выпуск их возобновится.
В ближайшие годы основная борьба может развернуться между "Алтайскими семечками", которые уже сейчас, по их подсчетам, занимают 80% местного рынка, и компанией "Алтай Поле", продвигающей марку "Алтайский великан". Последняя на своем сайте заявляет, что намерена увеличить производственные мощности в два раза. Таким образом, завод планирует стать лидером по производству ядра подсолнечника в Сибири и одним из первых — в России. Комментировать эти заявления, как и оглашать более конкретные цифры, директор компании "Алтай Поле" отказался.
Александр Кенигсберг относится к таким заявлениям потенциальных конкурентов спокойно. По его словам, главная задача его компании на ближайшее время — стать федеральным игроком. Сейчас "Алтайские семечки" производят порядка 500 тонн продукции в месяц. Мощности предприятия позволяют увеличить этот показатель еще на треть.
По оценкам экспертов, шанс того, что кто-то из игроков выведет принципиально новый продукт, например семечки со вкусом сыра или бекона, а может, семечки-энергетики, ничтожно мал. Алтайские покупатели консервативны. А для раскрутки подобного товара нужны инвестиции, сопоставимые с рекламным бюджетом "Бабкиных семечек". Алтайским компаниям это пока не по карману.
Зато местные предприятия постепенно вкладываются в упаковку. "Алтайские семечки", к примеру, еще летом смонтировали линию фасовки типа stabile bag ("стоящая упаковка"). Кроме того, компания развивает программу популяризации семечек, печатая на упаковке различную познавательную информацию.
Новые пакеты для семечек готовит и "Колос". Сергей Бенслер рад: у предприятия недавно появилось три рекламных баннера на въезде в Барнаул. Для производителя из Локтевского района это первый шаг в собственном продвижении. Но чтобы в нынешних условиях "Колосу" удержаться на рынке, он должен оказаться не последним.
Состав семечек подсолнуха определяет их биологическую ценность и свойства. Состав ядра подсолнечника: 25–30% белка, ненасыщенные жирные кислоты, около 7% углеводов, витамины А, В, D, Е,F, РР, калий, кальций, магний, фосфор, фитин, лимонная и винная кислоты.
Полезные свойства семечек: способствуют снижению холестерина, улучшают состояние кожи, ногтей и волос. Нормализуют работу клеточных мембран и нервных волокон, спасают нас от депрессии и бессонницы. Оказывают благоприятное влияние на кости скелета и работу сердечной мышцы. Обладают также антиоксидантными, противоканцерогенными свойствами, укрепляют зрение. Способствуют защите организма человека от паразитов и разнообразных инфекций, помогают ускорить процесс заживления ран.
Но при любой термической обработке полезные вещества разрушаются и лишь незначительное количество их сохраняется. Рекомендуется употреблять сырые подсушенные семечки. Нет пользы и в очищенных семечках подсолнуха, так как происходит быстрый процесс окисления. Жареные семечки способствуют накоплению в суставах лишних солей, в результате чего теряется их подвижность, вызывают изжогу. Не стоит злоупотреблять семечками и тем, кто следит за фигурой. В 100 граммах подсолнечных семечек содержится целых 520 ккал. Стакан семечек по энергетическим составляющим равен плитке шоколада, батону хлеба или порции шашлыка из свинины.
Сам процесс употребления семечек представляет собой ритмичное монотонное действие, близкое к медитации или состоянию легкого транса, когда челюсть работает, а мозг отключается. Человек, таким образом, меньше реагирует на раздражители, чувствует себя расслабленнее и спокойнее, может обдумывать что-либо. Со стороны щелкающий семечки порой выглядит беззаботно, хотя сам процесс и не отличается особой эстетикой. Кроме того, щелканье семечек можно назвать "заразным". Понаблюдайте за компанией, в которой один человек щелкает семечки. К нему обязательно протянется рука. Люди неосознанно пытаются войти в такое же расслабленное состояние.
На мой взгляд, массовое потребление семечек, особенно в общественных местах, связано, во-первых, с низким уровнем культуры в нашей стране. Раньше считалось, что лузгают семечки только бедняки или бездельники. Ведь, по сути, втягиваясь в этот бесконечный процесс, они проедают свое время, которое могли бы потратить на нечто более полезное.
И второе, серьезное влияние на людей оказывает массированная реклама, которая приучает к потреблению продуктов, в том числе и семечек.