октябрь 28, 2012
Дядя Федор из легендарного советского мультфильма ошибался: чтобы продать что-нибудь ненужное, совсем не обязательно что-то покупать. Пул продавцов-любителей в Барнауле с каждым годом становится все больше. Эту тенденцию легко оценить по нарастающему количеству участников гаражных распродаж, или распродажных суббот (Sale sabbath), начало которым было положено 18 июня 2011 года. С тех пор их прошло уже три.
Проект задумали две молодые энтузиастки – Оксана Кравчук и Ксения Островская. Они являются авторами электронного журнала о моде и стиле – первого в Барнауле. По словам организаторов, изначально Sale sabbath задумывался именно как промопроект для сайта, а в итоге стал самостоятельным направлением.
"Гараж" имеет американские корни. Эта разновидность барахолки предполагает продажу по минимальным ценам бывших в употреблении вещей. В США вещи могут быть самые разные, в России это в основном одежда и обувь. Сам сейл проходит обычно в субботу утром.
Мы вдохновлялись классическими американскими распродажами. Но все-таки хотели сделать барнаульский проект со своим "лицом". Так на нашем мероприятии появились и хенд-мейкеры, и магазины, и местные дизайнеры". На последнем сейле работали татуировщики, стилист, диджеи. В итоге второе мероприятие собрало тысячу посетителей, а третье, прошедшее этим летом в ТЦ "Проспект", – полторы тысячи человек.
После того как проект состоялся, мне звонили из краевых комиссионок. Всех очень интересовало, как мы смогли это все сделать. Жаловались, что у них продажи совсем загибаются, мол, никто не хочет старое тряпье брать.
Максимальная цена вещи на последней Sale sabbath составила 1 тысячу рублей, но большинство покупателей не были готовы к таким тратам. По их словам, мероприятие было привлекательным само по себе, как некое событие.
Заработать практически невозможно. Народ приходит поглазеть или купить 100 вещей за 100 рублей.
"Моя прибыль на последнем мероприятии составила 5 тысяч рублей, – поделилась участница сейла Вера Миляева. – К сожалению, не во всех точках помещения товар был на виду. Кроме того, организаторы могли бы сдавать в аренду стойки для одежды. Они бы получили дополнительную прибыль, а нам было бы удобнее. Но в целом оцениваю такое событие на "отлично"!"
Большинство участников признали, что, как и любой сейл, гаражная распродажа – это в первую очередь пиар-акция для всех, возможность заявить о себе. Причем возможность, созданная со вкусом. Так что и без больших барышей "вольному продавцу" уходить с такого мероприятия совсем не грустно.
На последней распродаже, на мой взгляд, было чересчур много народа, который пришел просто потусить: фотографы, друзья фотографов, модели и их поклонники, а также просто сочувствующие. Для "своих" гаражная распродажа – повод еще раз собраться. Мне, как чужой в этой тусовке, было не очень комфортно. И я ушла, так и не пробившись к вешалкам. Но в целом гаражная распродажа – прекрасный повод совершенно легально порыться в гардеробе незнакомых людей и выкопать оттуда что-нибудь приятное.
В большинстве стран аналоги гаражной распродажи называют flea market, или "блошиный рынок". В Америке есть собственно garage sale, а в Англии чаще организуют car boot sale – продажу подержанных вещей, разложенных на багажнике автомобиля и вокруг него.