С корабля на баллы

январь 26, 2006

Почему студенты политеха отказываются от "автоматов" и добровольно идут на зачёты и экзамены

Накануне начисления стипендии по итогам зимней сессии студенты Алтайского государственного технического университета им. Ползунова попытались обратить внимание общественности на то, что в их вузе действует не понятная им система оценок Мы попытались разобраться, так ли это на самом деле.В разгар зимней сессии студенты политеха оставили на сайте ИД "Алтапресс" такие послания.

"Проблема в новой системе оценки знаний. Почему-то, как всегда, про студентов забыли, то есть забыли разъяснить им, каким образом будет проводиться оценка знаний. Хотим знать, как же всё-таки нас будут оценивать!" - жаловался один. "Да, да, очень злободневная тема. Я пытался разобраться, но там всё так заморочено оказалось. Зачем это всё? Неужели других проблем в АлтГТУ нет?" - вторил ему другой.

Устаревшие "пятёрки" и новенькие "соточки"

Как оказалось, с мая 2005 года в политехе модернизировали модульно-рейтинговую систему так, что она позволяет оценивать студентов по стобалльной системе. За каждую контрольную работу, реферат, доклад теперь в вузе ставят не традиционные "пять", "четыре", "три", а, например, 65 или 32 балла. В Положении о стобалльной системе, разработанной в АлтГТУ, подробно описано, сколько баллов и за что может поставить преподаватель.

Для студентов естественно-научных факультетов критерии начисления баллов одни, для студентов-гуманитариев - другие. У первых количество баллов зависит от числа правильных ответов, набранных ими при выполнении контрольных и тестов. Рекомендована специальная формула, по которой ведётся подсчёт баллов.

Гуманитарии баллы набирают иначе. Им приходится работать не с цифрами, и посчитать, какие их мысли, изложенные в курсовых работах или рефератах, правильные, а какие неправильные, довольно сложно. Поэтому для оценки гуманитариев ввели другие критерии. Чем больший уровень знаний удастся продемонстрировать студенту во время своего ответа, тем больше баллов он и получит.

От 95 до 100 баллов он зарабатывает в том случае, если в совершенстве владеет материалом контрольного задания. Вот как описан результат 95-100 баллов в Положении о модульно-рейтинговой системе, принятой в АлтГТУ. "Студент отчётливо представляет слабые стороны изученного материала, обусловленные непрерывным развитием научного знания. Он демонстрирует знакомство с научной литературой, хрестоматийными источниками разной направленности. Даёт теоретическое обоснование неординарным случаям практики. В самостоятельной работе готов к оригинальным подходам и решениям". Ноль баллов гуманитарий получает, если не явился на контрольно испытание, не представил реферат. От одного до шести баллов преподаватель ставит тогда, когда понятийный аппарат студентом не усвоен, он допускает грубые ошибки, свидетельствующие о полном непонимании темы. Не будем приводить описание каждого интервала в пять баллов. Заметим только, что все они подробно и довольно понятно описаны.

Почему же в политехе отказались от обычных "четвёрок" и "пятёрок" и перешли на 100 баллов?

- Традиционная пятибалльная шкала с трёхуровневой системой градации успешно обучаемых не позволяет отличить студента, детально разбирающегося в предмете, способного к анализу и синтезу знаний, от другого, слепо повторяющего то, что изложил преподаватель, и выклянчивающего "пятёрку" для повышенной стипендии, - считает проректор по учебной работе АлтГТУ Борис Сёмкин. - Стобалльная система оценок позволяет учесть разницу в знаниях, навыках, умениях и понимании. Она стимулирует студентов к более глубокому изучению наук. Такая шкала более объективна и прозрачна.

Вместе с этой системой в АлтГТУ сохраняется и пятибалльная шкала (для полного перехода на стобалльную систему необходимо разрешение Министерства образования России. - Прим. авт.). Стипендия назначается, как и раньше, по отметкам в пятибалльном исчислении, а вот её размер зависит от стобалльных оценок. В зачётах и дипломах студентов университета будут выставлены традиционные оценки. В политехе каждой старой оценке соответствует определённое количество новых баллов. От 0 до 24 баллов - "двойка", от 25 до 49 - "тройка", от 50 до 74 - "четвёрка" и выше 75 - "пятёрка".

Куём рейтинги сами

Новая система позволяет определить, кто из студентов, грубо говоря, самый умный: на факультете, на курсе, в группе или по определённой дисциплине. Для этого создаётся рейтинг каждого студента. Он складывается из результатов, получаемых им в течение семестра за контрольные, рефераты и курсовые. Каждая работа имеет свой удельный вес в зависимости от степени сложности. Получаемые за них баллы по специальным формулам суммируются, и выводится средне-взвешенное значение. Оно и является рейтингом. Рейтинг выводится как по каждой дисциплине, так и по всем, которые преподаются студенту в семестре, учебном году, за всё время обучения.

Рейтинги студентов должны регулярно вывешиваться возле деканатов. Поэтому любой сможет узнать как свой результат, так и одногруппника, сокурсника. Та самая прозрачность оценки знаний, к которой так стремится руководство АлтГТУ.

- Мы закупили специальное оборудование, которое позволяет нам вести такие рейтинги всех студентов, - рассказывает Борис Сёмкин. - Если я хочу знать, кто у нас, например, лучший студент, достаточно зайти в специальную папку, где хранятся рейтинги, и посмотреть их.

Теперь каждый абитуриент приходит в политех с так называемым рейтингом 0-семестра, которым являются результаты ЕГЭ. Они тоже исчисляются по 100-балльной системе. С каждым семестром это значение будет либо расти, либо падать (в зависимости от того, сколько баллов удастся "заработать" студенту в рейтинге за семестр).

Цена успеха

- Рейтинговая система теперь очень сильно будет дифференцировать студентов, - считает проректор АлтГТУ им. Ползунова Борис Васильевич Сёмкин. - Раньше, когда приходилось определять, кому из отличников можно начислить, например, президентскую стипендию или стипендию предприятия, мы ломали голову. Как минимум у тысячи по предметам стоит "отлично". Но вот один занимается в кружках, другой в самодеятельности активно участвует, а этот на Олимпиады ездит. Больше-то никаких критериев и не было. То теперь мы просто посмотрим рейтинги лучших студентов! И увидим, что все отличники разные. Кто-то набрал, допустим, 79 баллов, а кто-то все 90. Тут уж не возникнет сомнений, кому дать более высокую стипендию.

- С 1 февраля студенты будут получать стипендию согласно своим рейтингам, - продолжает Сёмкин. - Теперь размер академической стипендии зависит от рейтинга. Мы выплачиваем три академические стипендии: 600 рублей, 900 рублей и 1200 рублей. Если студент входит в число 20% лучших студентов вуза, мы платим ему 900 рублей. Если он входит в 2% лучших, то - 1200. И нынче наши студенты отказывались от "автоматов", желая на экзамене набрать большее количество баллов, чтобы тем самым поднять рейтинг по дисциплине за семестр. Ведь получать большую стипендию хочется всем.

К нововведениям в АлтГТУ им. Ползунова довольно настороженно отнеслись как сами преподаватели, так и студенты. Поначалу, как говорит Сёмкин, и для тех, и для других было много неясных моментов. Студенты задавали и продолжают задавать много вопросов, преподаватели вместе разбирались в том, как начисляются баллы. Необычный эксперимент в политехе рассчитан не на год и не на два, а на более длительное время. И руководство вуза надеется, что в ближайшее время стобалльная система станет обязательной для всех университетов (ранее бывший министр образования Владимир Филиппов говорил, что готовится к принятию вопрос об этом. - Прим. авт). Тогда этот опыт студентам и преподавателям политеха очень пригодится.

А как оценивают других?

Сегодня большинство стран используют многобалльную систему контроля за знаниями. Например, во Франции самая лучшая оценка у студента - 20 баллов, в Монголии и Турции - 100. Там эти методики были внедрены очень давно. Например, в Австралии 100-балльной системе уже 150 лет! В Сиднейском университете лучший результат был достигнут в 1989 году выпускником Эрнестом Резерфордом. С тех пор его рейтинг - 98 баллов - никому из жителей Австралии так и не удалось побить.

В России лишь 20 вузов получили разрешение Министерства образования перейти на стобалльную систему. Среди них нет вузов Алтайского края. На некоторых факультетах наших университетов действует модульно-рейтинговая система, но касается она лишь оценивания контрольных и тестовых работ.

Игра в цвета

Проректор АлтГТУ им. Ползунова Борис Сёмкин продемонстрировал листы учёта оценок, которые разработаны для каждой группы. Они ярко раскрашены в жёлтый, зелёный и розовый цвета. Как оказалось, каждый цвет соответствует традиционной системе оценок. Розовый- это "пятёрка", зелёный- "четвёрка", а жёлтый - "двойка". Нераскрашенная клеточка соответствует "тройке". Примечательно, что листки групп платного обучения были большей частью "жёлтыми", в то время как в группах бюджетного набора- палитра из всех цветов с преобладанием зелёного.