неЛЁГКИЕ пути

январь 30, 2006

Всякий раз как кого-нибудь из моей группы не допускали к сессии только из-за того, что человек не прошёл флюорографию, мы начинали сильно возмущаться. Сейчас понимаю, как недальновидны и наивны мы были. Ведь из-за собственной лени мы могли перечеркнуть всю свою дальнейшую жизнь и честолюбивые планы, если бы заболели туберкулёзом.

- В последние годы в Алтайском крае наблюдается динамичный рост количества больных туберкулёзом, - говорит главный врач краевого противотуберкулёзного диспансера Геннадий Шатерников. - Это связано с экономическими кризисами, ухудшением уровня жизни, ведь туберкулёз - заболевание социальное. В нашем диспансере сейчас чрезвычайная ситуация с коечной системой. Мест для госпитализации всех больных катастрофически не хватает.

Ну что нам до этих проблем? Ведь нас они не касаются. Так в большинстве случаев думает нынешнее поколение молодых. До тех пор, пока не увидят, что за каждой цифрой стоит чья-то судьба и конкретный человек.

Куда приводит палочка Коха

Догадаться о приближении Олега Панина (имя и фамилия изменены по просьбе молодого человека) можно задолго до его появления. Сначала вы услышите глухой кашель, а лишь потом увидите его. Худое лицо с выделяющимся носом и провалившимися глазами.

- Посмотри на меня сейчас, - говорит мне 31-летний Олег. И распахивает свою кожаную куртку. - Кожа и кости остались. Я превратился в ходячий труп. А раньше упитанным был. Чувствую себя так, словно я старик дряхлый. Кости ломит страшно. Кашляю на улицах, в трамвае и автобусе. Все на меня оборачиваются, чуть ли не пальцем тычут. Знаешь, как это неприятно.

Олег вот уже 13 лет болен туберкулёзом. Болезнь перешла в открытую форму. Лишь спустя столько лет туберкулёз начал ему мешать нормально жить! И он всерьёз задумался о лечении.

- Я подхватил эту заразу на зоне, когда очередной срок отбывал, - рассказывает "историю" своей болезни Олег. - Но тогда у нас в зонах тяжело было с лекарствами. И меня не лечили традиционными методами.

Наркотики как лекарство

Олег по советам сокамерников нашёл альтернативный способ борьбы с палочкой Коха. Он начал принимать наркотики. Продолжает активно использовать этот способ и сейчас, пренебрегая лекарственными препаратами.

- Когда уколюсь, то нормальным человеком себя ощущаю, - рассказывает этот больной. - Вроде кашлять перестаю, нормально дышу. И ноги не волоку. Врачи пару лет назад подтверждали, что состояние лёгких у меня улучшилось. Одышка только появилась. А так после дозы я меньше потел и не задыхался. Сейчас героин пускаю в свою жилу раза по три-четыре за день. Но никакого кайфа уже не испытываю. Хочу только заглушить боль и избавиться от ощущения, что внутри меня кто-то ломает мои кости.

Борясь с болью при помощи наркотиков, устраняя лишь последствия, а не причину, Олег спустил деньги, которые выручил от продажи дома родителей. После этого всерьёз задумался: а что же дальше? И решил избавиться от наркозависимости, обратившись в наркодиспансер.

- Меня отказались принимать из-за туберкулёза, - Олег нервно теребит в руках платок. - Наркодиспансеров для больных туберкулёзом у нас не существует. Получалось, что сначала я должен избавиться от туберкулёза, а потом от наркозависимости. Но ведь в противотуберкулёзном диспансере, если даже меня туда возьмут, я не смогу колоться. А я без этого сейчас точно умру.

Для справки. Туберкулёз может поражать различные органы и ткани человека: глаза, кости, кожу, мочеполовую систему, кишечник и т. д. При активной форме туберкулёза палочка Коха быстро размножается в лёгких больного и, образно говоря, питается человеческими тканями, разрушая лёгкие, отравляя организм человека продуктами своей жизнедеятельности, выделяя в него токсины. Идёт процесс туберкулёзной интоксикации, или отравления организма. При отсутствии лечения туберкулёз переходит в хроническую форму. Хронический больной может прожить много лет, продолжая выделять микобактерии и заражать окружающих.

Олег отлично понимает, что лечиться от туберкулёза ему надо. Но вместе с тем жалеет тратить на сам процесс несколько лет (а именно столько времени потребуется для полного излечения при такой запущенной форме). Говорит, что денег на приобретение дорогостоящего лекарства у него нет и взять их не у кого.

- У меня две проблемы свелись в одну, - рассуждает он. - От наркотиков не избавиться, потому что тогда боль буду чувствовать из-за туберкулёза. И от туберкулёза не вылечиться, т. к. без героина я не смогу в диспансере. Умирать совсем не хочется. Но другого выхода я не вижу.

От туберкулёза не зарекайся

Представляете, какие проблемы приходится решать тем, кто окружает нас? А мы-то думаем, как бы нам купить куртку, которая уже есть у коллеги, или куда отправиться в отпуск. И не подозреваем, что кто-то, стоящий рядом, сидящий на одном сиденье с нами в автобусе, болен туберкулёзом. И ему достаточно чихнуть, чтобы палочка Коха воздушно-капельным путём проникла и в наш здоровый организм. По статистике, в Барнауле лишь 60-70% больных госпитализированы. Остальные продолжают вести обычный образ жизни и гулять на свободе.

- Сегодня у нас достаточно средств и оборудования для выявления и профилактики туберкулёза, - делится председатель комитета по здравоохранению Барнаула Сергей Черников. - Но растёт количество людей, которые не хотят проходить флюорографическое обследование. Это, как правило, молодые люди, которые нигде не работают и не учатся, продавцы на рынках. Их отказ - это следствие низкой медицинской культуры, которую всем нам надо поднимать.