Минобрнауки: половина федеральных вузов и филиалов Алтайского края имеют признаки неэффективности

ноябрь 2, 2012

Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Результаты мониторинга деятельности образовательных учреждений представлены в отношении 502 государственных вузов и 930 филиалов вузов. Мониторинг деятельности вузов проводился с 15 августа по 15 сентября. В единую информационную систему государственными вузами были занесены показатели своей деятельности по 50 параметрам. В сентябре-октябре Министерством была проведена верификация полученных данных. Показатели оценки эффективности деятельности государственных вузов и филиалов прошли широкое обсуждение в экспертном сообществе, в том числе поддержаны Российским союзом ректоров и Ассоциацией ведущих университетов России.

По итогам анализа результатов мониторинга с учётом территориальной и отраслевой специфики может быть реализован широкий спектр мер по повышению эффективности деятельности вузов и филиалов: оказание дополнительной финансовой поддержки, усиление руководства, регулирование контрольных цифр приёма и другие меры, в том числе возможная реорганизация в случае, если учреждение или филиал в перспективе не сможет обеспечить высокое качество подготовки и востребованность студентов.

Дмитрий Ливанов,
министр образования и науки РФ:

Мы объединили вузы, которые не смогли преодолеть пороговые значения по 4 критериям из 5, в группу вузов с признаками неэффективности. Окончательные решения о том, какие мероприятия необходимо провести, чтобы улучшить их позиции, будут принимать рабочие группы, куда в обязательном порядке включены представители регионов, т.к. именно они лучше всего представляют ситуацию на местах.

Мы считаем, что только на основе такой информации можно принимать эффективные управленческие решения. Поэтому мониторинг эффективности деятельности вузов будет проводиться ежегодно.

Перечень вузов Алтайского края
(жирным выделены вузы с признаками неэффективности)

1. Алтайская государственная академия культуры и искусств.

2. Алтайская государственная академия образования имени В.М.Шукшина.

3. Алтайская государственная педагогическая академия.

4. Алтайский государственный аграрный университет.

5. Алтайский государственный медицинский университет.

6. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова.

7. Алтайский государственный университет.

Перечень филиалов вузов в Алтайском крае
(жирным выделены филиалы с признаками неэффективности)

1. Алтайский филиал РАНХиГС.

2. Институт текстильной и легкой промышленности ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова".

3. Михайловский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет".

4. филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Бийске.

5. филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Камень-на-Оби.

6. филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Славгороде.

7. Алтайский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет культуры и искусств".

8. Бийский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова".

9. Рубцовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет".

10. Рубцовский индустриальный институт(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования " Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова".

11. филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Белокурихе.

Единственный вуз Республики Алтай – Горно-Алтайский госуниверситет - по показаниям мониторинга является вузом с признаками неэффективности. Согласно отчету Минобрнауки о мониторинге российских вузов с точки зрения эффективности их деятельности, неэффективными оказались Московский педагогический государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Литературный институт имени Горького, Московский архитектурный и другие. В Санкт-Петербурге десять неэффективных высших учебных заведений. В Чеченской республике, по данным министерства образования и науки, вообще нет эффективных университетов и институтов. По этому поводу уже успел высказаться глава профсоюза студентов Алексей Казак, который обеспокоен тем, что критерии, по которым определялась эффективность вузов, были разработаны без учета мнения гражданского общества и экспертного сообщества. Об этом он рассказал .

Алексей Казак,
глава профсоюза студентов:

Я считаю этот рейтинг абсолютно неадекватным и не отражающим истинную картину дел. Я был в Чеченском госуниверситете, и был восхищен уровнем их преподавания. Там достаточно серьезные требования, и там люди не прохлаждаются. То, что он не попал в список эффективных вузов – это бред. Может, среди руководства этого вузов нет дружков тех, кто составлял этот рейтинг.

Как проверялась неэффективность

Показатели для отнесения вузов к группе имеющих признаки неэффективности

I. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими и юридическими лицами (средневзвешенное значение).

II. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчете на одного НПР.

III. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение ООП ВПО, в общем выпуске студентов (приведенный контингент).

IV. Финансово-экономическая деятельность: доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР.

V. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента (приведенного контингента), имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.

Показатели для отнесения филиалов образовательных учреждений к группе имеющих признаки неэффективности

VI. Приведенный контингент.

VII. Доля кандидатов и докторов наук в численности работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера).

VIII. Доля работников ППС (без совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей численности ППС.

Из документа о мониторинге вузов:

На заседаниях рабочих групп Межведомственной комиссии в период с 6 по 14 ноября 2012 г., сформированных по территориальному принципу (субъекты Российской Федерации), будут рассмотрены перечни образовательных учреждений с признаками неэффективности на предмет утверждения этих перечней либо исключения образовательных учреждений из сформированного перечня на основании их особой значимости для развития региона региона/отрасли.

Утверждение перечня образовательных учреждений, отнесенных к группе неэффективных, а также рассмотрение планов мероприятий, включая реорганизацию, на основе предложений рабочих групп планируется на заседании Межведомственной комиссии в ноябре 2012 г.