Жаркий ноябрь. Российские вузы готовят к отчислению

ноябрь 8, 2012

Повинуясь майскому указу президента Владимира Путина, Министерство образования России опубликовало на своем сайте списки учреждений высшего образования с признаками неэффективности. От Алтайского края в перечень вошли три государственных вуза из семи и большая часть филиалов. При этом наш регион не исключение. Например, в списке двоечников также оказалось двадцать признанных университетов Москвы и десять – Санкт-Петербурга.

Ряд алтайских вузов и большая часть филиалов вошли в министерский перечень учреждений с признаками неэффективности. Что теперь с ними будет?
Михаил Хаустов

Александр Климов, заместитель главы образовательного ведомства, назвал работу, проделанную в министерских кабинетах, "диагностикой" и "измерением температуры". Судя по пятничному накалу эмоций, Россию лихорадит. 

Это какая-то ошибка!

В группу вузов с признаками неэффективности попали учреждения, не преодолевшие пороговые значения по четырем критериям из пяти, как то: средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, международная, научно-исследовательская и финансово-экономическая деятельность, инфраструктура. Как справились с этой задачей конкретные учебные учреждения, общественность узнает на этой неделе – цифры появятся . А вот на имя губернаторов, по словам Александра Климова, эти данные пришли еще в понедельник, 29 октября.

Несмотря на это, интрига сохранялась строго до 1 ноября, так что для всех без исключения результаты стали сюрпризом. 

Борис Черниченко,
первый проректор Алтайской педагогической академии:

Нас удивило, что в списке оказались такие вузы, как Российский государственный гуманитарный университет, государственный университет управления, машиностроительный университет МАМИ и даже филиалу МГУ в городе Пущино. Это наводит на мысль: а эти показатели действительно были необходимы для оценки деятельности вузов? Но не будем это оценивать… Сейчас мы по некоторым позициям уточним значения и выскажем министерству свою точку зрения. В целом настрой у коллектива оптимистичный, все готовы к дальнейшей работе. Тем более сегодня наметился ряд шагов, который позволит нам не только укрепить свои слабые стороны, но и сделать так, чтобы вуз зазвучал более достойно на федеральном уровне.

Игорь Панарин,
директор Алтайского филиала РАНХиГС:

У Алтайского филиала Академии народного хозяйства и государственной службы три из восьми показателей, признаны значительно превышающими пороговые значения, – это образовательная деятельность, научно-исследовательская деятельность и приведенный контингент. Что касается других критериев, в мониторинг попали данные без учета того, что на тот момент наш вуз проходил стадию реорганизации: на федеральном уровне объединялись Академия народного хозяйства и Российская академия государственной службы. Процесс естественным образом отразился на показателях филиала. После проведения мониторинга на имя Александра Климова от ректора РАНХиГС  было направлено письмо с указанием реальных результатов деятельности вуза и его филиалов. Согласно представленному отчету, у Алтайского филиала РАНХиГС все показатели существенно выше пороговых значений. Поэтому отнесение нашего филиала к числу неэффективных образовательных учреждений можно считать некорректным.

На Алтае сочли ошибкой и занесение в список Института текстильной и легкой промышленности при АлтГТУ. По словам Якова Овчинникова, проректора по учебной работе "политеха", институт является структурным подразделением вуза, а не его филиалом.

А в краевой академии культуры вообще не сразу поверили в происходящее. Сегодня здесь готовы оспаривать позицию министерства и доказывать состоятельность вуза.

Раиса Трофимова,
проректор по учебной работе АлтГАКИ:

Слишком нагнетать тоже, наверное, не стоит. Главное-то – уровень образования, а это наша сильная сторона даже на федеральном уровне. Будем разбираться, хотя времени, конечно, на это отведено немного.

В краевой академии образования им. Шукшина (г. Бийск) и Алтайском государственном университете, чьи филиалы тоже попали в так называемый красный список, ситуацию комментировать не решились.

Поспешили?

Ирина Агафонова,
заместитель начальника краевого управления по образованию и молодежной политике:

То, что некоторые алтайские вузы попали в список с признаками неэффективности, еще не значит, что они непременно будут ликвидированы. Это значит лишь то, что у нас есть основания, для того чтобы подумать, как улучшить их деятельность, чтобы подтянуть слабые стороны. Это повод для того, чтобы обратить внимание на неровности и посмотреть, можем мы их исправить или нет.

При этом у преподавателей и студентов не должно быть забот на данный счет. Это все организационные и управленческие проблемы, которые должны и будем решать мы.

Если верить заявлениям федеральных чиновников, повода для беспокойства пока как будто и правда нет – списки очень сильно предварительные. Конечно, становится непонятно, для чего было так спешить, но это уже другой вопрос. Итак, к чему нам готовиться в ближайшее время?

По планам министерства с 6 по 14 ноября результаты мониторинга будут анализировать в каждом субъекте. В крае такое совещание запланировано на 12 ноября. После будет собрано очередное заседание межведомственной комиссии на федеральном уровне, где по каждому учебному заведению будет приниматься индивидуальное решение в соответствии с учетом мнения субъектов.

В последующие три месяца федеральные и региональные органы образования совместно разработают рекомендации для отстающих. Как рассказал Александр Климов на посвященной этому пресс-конференции, предполагается минимум три варианта для вузов, признанных неэффективными:

Цитата Пресс-служба РГГУ:

…данные любого численного измерения имеют характер достаточно условный, тем более что в данном конкретном случае совершенно одинаковые требования предъявлялись к вузам различного профиля: инженерным, гуманитарным, творческим, педагогическим и т. д. Очевидно, что для разных групп вузов показатели по многим критериям мониторинга объективно выглядят совершенно по-разному. Так, например, невозможно без введения дополнительных коэффициентов объективно сопоставлять наукоемкость гуманитарных, инженерных и творческих вузов (критерий 2).

Можно допустить, что в отдельных случаях в показателях работы РГГУ присутствуют "признаки неэффективности". Однако нельзя не заметить того факта, что в гораздо большем количестве и объеме обнаруживаются признанные российским и международным образовательным сообществом свидетельства успешной и высокоэффективной работы университета. 

Перечень вузов Алтайского края с признаками неэффективности

  1. Алтайская государственная академия культуры и искусств.
  2. Алтайская государственная академия образования имени В. М. Шукшина.
  3. Алтайская государственная педагогическая академия.
  4. Алтайский филиал РАНХиГС.
  5. Институт текстильной и легкой промышленности ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова".
  6. Михайловский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет".
  7. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Бийске.
  8. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Камне-на-Оби.
  9. Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет" в г. Славгороде.

Цифра

Результаты мониторинга деятельности образовательных учреждений представлены в отношении 502 государственных вузов и 930 филиалов вузов.

Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов

Образовательная деятельность (средний балл зачисленных студентов)

Научно-исследовательская деятельность

Международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов в общем выпуске)

Финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника)

Инфраструктура

60 баллов

50 000 рублей на одного научно-педагогического работника

0,7%

1 100 000 рублей

11 м2на одного студента

Пороговые значения показателей для оценки эффективности филиалов

Образовательная деятельность (средний балл зачисленных студентов)

Научно-исследовательская деятельность

Международная деятельность

Финансово-экономическая деятельность

Инфраструктура

Приведенный контингент

Доля преподавателей, имеющих степень кандидата или доктора наук

Доля штатных преподавателей к общему числу

50 баллов (средний балл зачисленных студентов)

1 700 рублей на одного научно-педагогического работника

0

700 000 рублей

0,9 м2

220 ед.

0,6

0,64

Как и для чего определяли эффективность

Николай Колпаков,
проректор по учебной работе Алтайского аграрного университета:

Такой подход я считаю несколько однобоким, поскольку в предыдущие годы государство не очень-то заботилось о поддержке нормальной деятельности некоторых вузов с точки зрения финансирования. А сегодня сравнивают их наравне с экономическими фаворитами.

В списке вузов с признаками неэффективности 136учебных учреждений.По словам Александра Климова, со следующего года результаты мониторинга вузов будут учитываться при распределении контрольных цифр приема на бюджетные места.

Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября. В единую информационную систему были занесены показатели по 50 параметрам. Показатели оценки эффективности деятельности государственных вузов и филиалов прошли широкое обсуждение в экспертном сообществе, в том числе поддержаны Российским союзом ректоров и Ассоциацией ведущих университетов России.

Дмитрий Ливанов,
министр образования:

Мы впервые провели полномасштабную диагностику качества высшего образования. Ничего подобного ранее не было. Важно, что все вузы прошли оценку по единым и понятным критериям. Теперь у нас есть полный свод данных о качестве образования в каждом филиале, вузе, регионе. Любой человек может, зайдя на сайт министерства, оценить, насколько хорошо тот или иной вуз функционирует. Эти данные должны стать сигналом для дальнейшей работы.