Единственный в России депутат от республиканцев ответил на вопросы журналистов "Ваше дело"

ноябрь 13, 2012

По итогам выборов 14 октября возрожденная партия "РПР – ПАРНАС", которая участвовала в избирательной гонке в двух регионах страны, получила лишь один мандат — в Барнаульской городской Думе. Владимир Рыжков, шедший первым в партийном списке, ожидаемо решил передать его другому кандидату. Им для многих неожиданно стал руководитель компании "АгроХимСервис" Анатолий Вытоптов, ранее в политических и общественных делах не замеченный. Накануне первого заседания Думы шестого созыва единственный в России действующий депутат от "РПР – ПАРНАС" побывал в редакции газеты "Ваше дело" и ответил на наши вопросы.

Анатолий Вытоптов.
Анна Зайкова

— Анатолий Васильевич, наше издание почти 10 лет ведет на основе своих публикаций так называемый рейтинг цитируемости. И накануне этого интервью мы подняли результаты за этот период, но вашей фамилии не нашли. С чем связан ваш выход в публичное пространство? И кто вам предложил попробовать себя в новом качестве?

— Предложили исполнительный директор отделения "РПР – ПАРНАС" Геннадий Шейда и Сергей Андреев, координатор ассоциации "Голос". Выяснилось, что некоторые идеи и взгляды партии "РПР – ПАРНАС" мне близки. Как житель Барнаула я вижу все изъяны, которые есть у краевого центра. Это плохое благоустройство дорог, проблемы с детскими садами, спортивными площадками и т. д. Реально оценив ситуацию, я посчитал, что буду полезен городу в роли депутата.

— Не секрет, что избирательная кампания требует средств. Можете сказать, в какую сумму она обошлась вам?

— Это открытые данные, ознакомиться с ними можно на сайте горизбиркома.

— Все же скажите, почему ранее вы не были замечены даже в какой-то общественной деятельности?

— Я никогда не старался быть публичным человеком. А мой бизнес находится не в границах Барнаула. Я спокойно работал и не видел смысла афишировать свою персону.

— Насколько трудной для вас была прошедшая предвыборная кампания?

— Решение о том, чтобы идти на выборы, мне далось очень легко. Но уже по истечении определенного времени я понял, насколько это все сложно и проблематично. Хотя я и шел по партийному списку, но встречался с избирателями, разговаривал…

— И как воспринимали партию Рыжкова после большого перерыва?

— По-разному. Кто-то говорил, что Владимир Рыжков пропал надолго, кто-то, кому он в свое время помогал, встречал нас с улыбкой. А некоторые просто разворачивались и уходили. То есть мнения у людей очень разные.

"А что, будут выборы?"

— По итогам выборов Владимир Рыжков сказал, что партия планировала получить в Думе три мандата, но из-за фальсификаций получила лишь один. Вы лично столкнулись с фальсификацией?

— К сожалению, вынужден констатировать, что на этих выборах было огромное количество нарушений. И работники правоохранительных органов не препятствовали им. Не буду утверждать, в чью пользу допускались эти нарушения, я могу только догадываться. Проезжая по избирательным участкам, я видел странные группы людей, голосующих на одних участках, а потом на других. Этих людей видели и наблюдатели от других партий. Все это вселяет в меня сомнения в легитимности нашей Думы. А вообще, это вопрос к правоохранительным органам, почему стали возможны такие ситуации. Надеюсь, по всем этим случаям будет проведено расследование.

— Чем вы можете объяснить такую явку — лишь 20%? На выборы пришли чиновники и обеспечили "Единой России" тот результат, который она получила. Или вы с этим не согласны?

— Причина низкой явки в неверии людей в то, что голос каждого человека в отдельности может что-то решить. Кроме того, осведомленность населения о выборах была очень плохой. Даже за неделю до дня голосования многие спрашивали с удивлением: "А что, у нас выборы будут?" Единственно, где писали о выборах, — это Интернет. По телевидению же был полный провал.

— Что в своей политической программе партия "РПР – ПАРНАС" адресовала среднему классу? Просто у нас сложилось впечатление, что этот сегмент избирателей никак не был охвачен.

— Республиканская партия шла на выборы с готовой программой "Новый Барнаул". Это программа развития города вне политического контекста. Если наши депутаты хотят жить в городе, который не выживает, а развивается, они нас в этом поддержат. А если поддержат, не имеет значения, к какой партии они принадлежат. Наша программа предлагает не только очевидные на первый взгляд решения — установить новую методику тарифообразования, сформировать проектную структуру управления и т. д., но и объясняет, как именно это сделать.

— Депутатский мандат вам достался от Владимира Рыжкова. Когда этот вопрос решался, была какая-то дискуссия по выбору кандидатур? Например, выбора между вами и Андреем Олишевским?

— Вопрос решался на политсовете. Прозвучала моя кандидатура. За меня проголосовали единогласно. С моей стороны самоотвода не последовало.

— Но вы согласны с тем, что в Думе вам было бы легче работать, имея рядом опытных и известных предпринимателей  Олишевского, Трощий?

— Безусловно. И я с ними обязательно буду контактировать. Я хотел бы работать в комитете по экономической политике и собственности.

— А вам вообще известно, как работает городской парламент, как проходят заседания? По нашим наблюдениям, там все несколько тоскливо и бездискуссионно.

— Ни на одном заседании Думы я, к сожалению, не был. Повторюсь, я был далек от политики. Откровенно говоря, за последние три месяца я о ней узнал больше, чем за все свои 42 года. Да, говорят: "Там не все так просто…" Но поймите, если сидеть дома за кружкой пива и только говорить, что все плохо, дальше-то мы никуда не сдвинемся. Лично я почувствовал в себе силы попытаться помочь горожанам. И самому себе. Я понимаю, что мой голос по большому счету сильно значить ничего не будет. Но я точно буду услышан.

— Вы знакомы с теми немногочисленными представителями не "Единой России" в Думе?

— Конечно. Еще до выборов я был знаком и с Банщиковым, и некоторыми другими. Знаком и со многими депутатами от "Единой России".

Рыжков не напутствовал

— Вы сказали, что если ваша позиция в каком-либо вопросе совпадает с позицией депутата от другой партии, то почему бы это решение не поддержать. Означает ли это, что на муниципальном уровне партийность вторична?

— Безусловно. В первую очередь мы должны руководствоваться своими внутренними принципами. Мы же пришли для того, чтобы работать в интересах горожан. Соответственно, политическая принадлежность должна отойти на второй план.

— Помните, несколько лет назад в Думе был шум по поводу отмены выборности мэра? Ряд депутатов заявляли тогда о готовности сложить мандаты. Но потом они этого не сделали. А что вас может заставить сложить мандат?

— Откровенно говоря, я не думал об этом. Но считаю, что депутаты пятого созыва сделали большую ошибку, отменив прямые выборы мэра.

— Некоторые депутаты четвертого созыва, уже покинув Думу, честно нам признавались, что порой не успевали вникнуть в суть всех вопросов, по которым приходилось голосовать. У них просто физически не хватало времени на осмысление документов. А как вы оцениваете свои возможности?

— Я на эту тему думал. И меня предупреждали, что политика может просто поглотить мое время, а это чревато проблемами в бизнесе. Думаю, нужно более правильно будет организовывать свой рабочий процесс, для того чтобы иметь возможность отмеренные мне два-три дня до сессии Думы посвятить работе с документами.

— Вы готовы к тому, что накануне сессии вам могут позвонить и настойчиво объяснить, как нужно голосовать по тому или иному вопросу?

— Думаю, что мне никто не будет звонить. Мы прекрасно понимаем, что там 32 депутата от "Единой России". То есть они сами могут все решить.

— А если вам позвонят с предложением вступить в "Единую Россию"?

— Я был и буду беспартийным.

— Владимир Рыжков какие-то напутственные слова перед первым заседанием Думы шестого созыва вам произнес?

— Нет. Я сразу сказал, что буду прислушиваться, но у меня есть свое мнение и голосовать я буду исходя из него.

— Вопрос по поводу главы города. На ваш взгляд, не все ли равно, кто бы занял эту должность — Зубович, Бессарабов или Ларин?

— Я готов буду подробно ответить на этот вопрос после голосования.

— После недавнего у нас сложилось ощущение, что Барнаул все больше становится городом торгового капитала, а серьезные инвесторы из других отраслей сюда не идут. Считаете ли вы, что в Барнауле еще есть какие-то ниши для инвестиций?

— Ниши есть. Но я думаю, город и край надо развивать по уже намеченному пути. У нас, например, есть прекрасная природа, соответственно, можно вкладываться и развивать туристическую инфраструктуру. Однако лично я сегодня не ищу для себя новых ниш. В сельскохозяйственном бизнесе я уже 15 лет. И знаю здесь очень многое. Моя задача на сегодняшний день — уже не укрупнение бизнеса, а улучшение качества услуг, улучшение продукта, который я предлагаю.

О чем еще рассказал собеседник

О специфике бизнеса

— Мы занимаемся поставками средств защиты растений сельхозтоваропроизводителям. С 2003 года являемся партнерами российской компании "Август", с 2005 года — партнерами американской компании Dupont, также являемся дилерами немецких компаний Baer и Basf. Помимо этого, в нашем холдинге, а это восемь предприятий, есть сельхозпроизводственный блок. В частности, племенной репродуктор "Тимирязевский" в Мамонтовском районе. Там 11 тыс. га земли, 980 голов крупнорогатого скота, 360 голов дойного стада. Есть и другие предприятия. В общей сложности на них работают порядка 180 человек.

О выручке

— Буквально вчера я прочитал одно местное издание, которое сообщило, что "более 335 млрд. рублей составила выручка крупнейших компаний Алтайского края по итогам 2011 года". В топ-10 наиболее прибыльных компаний издание включило и наше предприятие наряду с "Алтайкоксом", "Алтайвагоном", "Эваларом", "Марией-Ра" и т. д. На самом деле объем выручки нашей компании в 2012 году составил около 400 млн. рублей.

Досье

Анатолий Вытоптов родился в 1970 году в селе Урожайном Советского района. Там жил до 17 лет, окончил школу, потом был призван в армию, служил в витебской дивизии ВДВ. Затем поступил в Барнаульский педагогический институт (специальность "Тренер по гимнастике"). Будучи студентом, женился. После окончания института с супругой переехал в Бийск, но через полтора года, в 1997 году, вернулся в Барнаул. Родилась дочь, потом сын. После возвращения в Барнаул занялся бизнесом — поставками в Алтайский край биостимуляторов для роста растений. Компания "АгроХимСервис" была организована в 2003 году. Ключевым партнером по бизнесу Анатолия Вытоптова на протяжении 15 лет является Алексей Ильин.

В настоящее время г-н Вытоптов получает юридическое образование в Академии государственной службы при президенте РФ.

"Стараюсь находить время на спорт, поддерживать себя в достойной физической форме — регулярно хожу в спортзал, плаваю в бассейне, если есть время, играю в волейбол. Раньше играл в мини-футбол, но команда распалась, а новая пока не сформировалась", — сказал о себе Анатолий Вытоптов.