Что помогло "вытащить" алтайские вузы из списка неэффективных?

ноябрь 14, 2012

До 1 января 2013 года завершится второй этап мониторинга эффективности работы российский вузов. Эта информация была озвучена на заседании межведомственной комиссии по вузам Алтайского края, попавших в список высших учебных заведений с признаками неэффективности. Мероприятие под руководством Александра Климова, заместителя министра образования и науки России, прошло в Москве 12 ноября.

Юрий Денисов, вице-губернатор.
Анна Зайкова

Вице-губернатор Юрий Денисов, делегат нашего региона, подчеркнул на обсуждении, что позиция края, озвученная Александром Карлиным по поводу итогов первого этапа мониторинга, всем известна. Напомним, .

Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:

Я ко всяким рейтингам отношусь с известной долей скепсиса, потому что рейтинги и показатели, которые их формируют, - всего лишь отражение определенной точки зрения на то, как должны выглядеть, например, высшие учебные заведения сегодня. Я очень внимательно посмотрел исходные данные: учитывались  основные характеристики работы вузов, определяющие итоговые рейтинги. По крайней мере, из пяти исходных базовых позиций две-три вызывают очень серьезные возражения, и они могут быть интерпретированы по-разному.

Во-первых, что есть эффективность? Это достижение определенной цели, и оно должно быть обеспечено за счет минимального использования финансовых и временных ресурсов. Если посмотреть опубликованный рейтинг, то мы видим: в упрек вузам ставится объем финансирования, приходящийся на одного обучающегося. Но это разве только вина вуза? Да, высшие учебные заведения сегодня могут зарабатывать, но в зависимости от профиля заработать эту финансовую добавку получается не у всех, и это не всегда недоработка руководства либо профессорско-преподавательского состава вуза.

Юрий Денисов,
вице-губернатор, начальник управления Алтайского края по образованию и молодежной политике:

Добавлю только то, что, по поручению губернатора, главное управление совместно с ректорами вузов еще в сентябре-октябре тщательно проанализировало ситуацию в высшем профессиональном образовании и выработало возможные сценарии его развития. При этом мы исходили из наработанного опыта участия края в реализации различных программ наших вузов. А это участие достаточно весомо.

На рабочей группе, говоря о позиции края относительно будущего вузов, акцент был сделан на то, что все они крайне значимы для социально-экономического развития региона. Вот, что говорит по этому поводу Ирина Лазаренко, ректор Алтайской краевой педагогической академии, присутствовавшая на мероприятии.

Ирина Лазаренко,
ректор Алтайской краевой педагогической академии:

На заседании рабочей группы речь шла о трех возможных вариантах по отношению к разным вузам. Прежде всего, были выделены вузы с особой спецификой, например, университеты художественного направления, вузы, связанные с судостроением, и учебные заведения, где значительная часть студентов – инвалиды. Их будут рассматривать отдельно. Во вторую группу вошли вузы, подлежащие реорганизации. И в третью - университеты, которые сохраняют свою автономность в виду их существенного социально-экономического значения для региона.

Юрий Николаевич Денисов очень четко и лакончино аргументировал, почему нас надо сохранить.

Доводы руководителя регионального образования говорят сами за себя:

Кроме того, значительную поддержку Алтайскому краю в решении проблемы сохранения самостоятельности вузов оказал Виктор Толоконский, полномочный представитель президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе.  

Ирина Лазаренко,
ректор Алтайской краевой педагогической академии:

В начале своего выступления Александр Климов, заместитель министра образования, заявил, что результаты мониторинга вызвали неоднозначную реакцию общественности. Тем не менее, по его мнению, это однозначно верный инструмент, который в будущем будет усовершенствован.

После выступил полпред Виктор Толоконский, который также отметил социальную значимость прошедших мероприятий. Он рассказал, что ему приходят тысячи писем от родителей абитуриентов и студентов, обеспокоенных ситуацией, а потому процедура оценки эффективности вузов должна быть максимально доступной и открытой.

Все это в совокупности принесло свои плоды. По моим наблюдениям, у министерства нет агрессивной позиции. На обсуждении в Москве мог высказаться каждый.

Как сообщает краевое управление по образованию и молодежной политике, по итогам встречи участники заседания решили сохранить самостоятельность обеим педагогическим академиям и академии культуры в Алтайском крае. Также из группы с признаками неэффективности были исключены некоторые филиалы. Это АлтГУ в г. Славгороде и Камне-на-Оби и Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Филиалы АлтГУ в г. Бийске и п. Михайловском по рекомендации рабочей группы филиалы должны быть реорганизованы.

Юрий Денисов,
вице-губернатор, начальник управления Алтайского края по образованию и молодежной политике:

Да, рабочей группой принято решение сохранить статус вузов, но замечания остались. То есть, по моему мнению, вопрос еще не является окончательно решенным, и теперь будущее вузов в значительной степени зависит от них самих: они должны разработать и принять действенные меры по устранению причин неэффективности. Край готов участвовать и в разработке, и в реализации совместных мер самым активным образом, но предложения и инициатива должна идти от вузов.

Справка

Министерство образования и науки РФ оценивало эффективность только государственных вузов, учредителем которых оно является. Таких вузов в Алтайском крае было семь. Напомним, оценка проводилась более чем по 20 показателям, пять из которых были определены как базовые: это средний балл за ЕГЭ, научно-исследовательская, международная  и финансово-экономическая деятельность, инфраструктура (площади).

Следите за развитием темы на сайте altapress.ru. Анализ ситуации с новыми подробностями читайте в ближайшем номере "Свободного курса".