ноябрь 16, 2012
…Первое заседание краевой ассоциации молодых учителей подходит к концу. Собравшиеся свободно обмениваются впечатлениями с места.
– Мы приехали из далекого села, в пяти часах езды до Барнаула. Интерактивных досок у нас нет. Пультов тоже. Я их видеть видела, знаю, что они есть, но работать на них прежде не доводилось, – говорит одна из участниц встречи. – Так что сегодняшний семинар для нас – открытие. Да. Так тоже бывает, коллеги…
Современные дети - другие, более открытые.
Михаил Хаустов
Слова и эмоции молодых сельских педагогов подтверждали: происходящее для них не игра и не мероприятие "для галочки". Они решили всерьез объединиться, чтобы у каждого была возможность обратиться к коллеге из другого города или района с вопросом, проблемой и совместно решить ее.
Мы попробовали взглянуть на школу их глазами. Наши собеседницы – избранные лидеры совета ассоциации. Мы спрашивали их о том, чем жизнь отличается от ожиданий, и выясняли, каким же пряником можно заманить в школу вчерашнего студента.
У меня были стереотипные представления о сельской школе. Когда я пришла на работу, оказалось, все совсем не так, как говорят многие. У нас большая, хорошо оборудованная школа, где есть Интернет, компьютеры и интерактивные доски. Но еще больше радости вызвали дети. Они не сидят на месте, занимаются саморазвитием, стараются инициативу проявлять, быть активными. Это по-настоящему здорово.
Правда, были и неприятные впечатления, связанные с тем, что мне предоставили неблагоустроенное жилье. Впрочем, это скорее к вопросу о неоправданных ожиданиях.
То, что мы видим в школе, проходя вузовскую практику, имеет мало общего с тем, что происходит здесь на самом деле. Первое время учителю вообще сложно сориентироваться. Говорят: сделай то, сделай это. Учебные программы, отчеты… Как их составлять? В вузе же этому не учат, так что очень сложно бывает, очень много вопросов возникает. От этого у меня такое желание помочь тем, кто только встал на учительский путь.
Я училась в Томске и после университета достаточно долго искала работу в Барнауле. Как раз потому, что я молодая: "Вдруг вы уйдете, потому что вас не устроит зарплата или захотите ребенка".
Так что, прежде чем начать работать по специальности – преподавателем английского языка, я была вожатой. Увидев мои старания, руководство перевело меня на ставку педагога. Мне, конечно, безмерно повезло с наставниками: подбадривают и направляют.
Мне кажется, для того чтобы молодые педагоги шли работать по профессии, да еще и в отдаленные районы, нужно, прежде всего, поднять престиж учительства. Вот посмотрите хотя бы на телевидение: сколько у нас сегодня современных фильмов, сериалов, где наша профессия предстает в выгодном свете? Почти нет. Все какие-то либо смешные, либо жалкие.
Многое, конечно, зависит от нас самих. Если человек не пытается меняться к лучшему, развиваться и успевать за развитием подрастающего поколения, то никакие интерактивные доски ему не помогут.
Современные дети действительно несколько иные. Мы, например, росли более робкие. Стеснялись руку иной раз поднять… А они уже более открытые, учатся держать себя с малых лет, что я считаю большим плюсом.
Что может привлечь педагога в школу отдаленного района? Только окружающие люди: дети, родители, коллеги, наставники. Я-то ведь тоже не планировала задерживаться в школе. Хотела попробовать и, пожалуй, уйти. Но у нас такой хороший директор: может поддержать, направить, утешить… Дала вот мне классное руководство два года назад. А у меня такие детки! Я их везде таскаю: в театры, кино, боулинг, походы! Где мы уже только не были. И вот когда они крутятся около тебя, подойдут, обнимут, в любви признаются… Все. В душе расцветают бутоны. Куда ты от них уже уйдешь? Кто о них позаботится так, как ты? Это очень сильно держит.
– …В деревнях, даже самых глухих, вопреки распространенному штампу учатся замечательные, очень талантливые дети, но во многих школах не хватает специалистов, чтобы развивать их потенциал. Именно поэтому я считаю создание ассоциации молодых педагогов очень важным шагом в развитии образования в крае и хочу войти в состав совета, чтобы помогать молодым специалистам осваивать эту сложную, но, безусловно, нужную профессию, – написала Александра Панченко, 23-летняя учительница истории из Благовещенского района, представляясь на сайте института повышения квалификации работников образования.
Таких заявлений здесь множество. Учителя ждут от объединения профессионального развития, возможности обмена практическим опытом, методической, психологической, юридической и информационной поддержки. Все это, верят они, будет.
Инициатива создания ассоциации принадлежит самим учителям, тем, кто в 2010 году получил финансовую поддержку от государства за согласие работать в отдаленных районах. Полтора года проект разрабатывался, шли обсуждения, и вот результат. Кроме прочего ассоциация – это и возможность участвовать в вебинарах, семинарах и "круглых столах".
– Мы планируем рассказывать новичкам о существующих конкурсах, в которых могут участвовать специалисты, – говорит Татьяна Кочкина, председатель ассоциации. – Важно также говорить о реальной ситуации в селе, новой системе оплаты труда, объяснять ее тонкости, чтобы молодежь не пять тысяч получала по ставке, а нормально зарабатывала. Мы хотим рассказать начинающим о том, как благодаря активности можно достичь карьерного роста.
Пополнить ряды молодых и перспективных могут все желающие. Главное, чтобы горели глаза.
Более 50 человек со всего края представили свои кандидатуры. Восемь из них избраны онлайн-голосованием в совет ассоциации.
Портфолио молодых педагогов доступно на сайте АКИПКРО akipkro.ru. Здесь же можно обсудить насущную проблему и найти контакты нужного педагога.