февраль 10, 2006
7 февраля исполнилось полгода с того дня, как на трассе Бийск - Барнаул в результате аварии погибли губернатор Михаил Евдокимов, его охранник Александр Устинов и водитель Иван Зуев.
- Когда мне сообщили об этом по телефону, я закричала, - вспоминает жительница Барнаула Раиса Коновалова, работавшая в предвыборном штабе Михаила Евдокимова. - Твердила только: "Не может так быть. Он не может погибнуть. Наверное, это какой-то другой Евдокимов". Почти сразу же позвонила Александру Панкратову-Чёрному и спрашиваю у него, правда или нет. Он сказал, что, к сожалению, да. Я рыдала и только спрашивала его: “Как жить дальше?”
Чувства, пережитые Коноваловой, испытали 7 августа многие жители Алтайского края. И вопросом "Что будет дальше?" задавался каждый. Сейчас, когда прошло полгода, можно говорить о том, что же изменилось за это время.
"Верх-Обское всегда родное"
Именно так спел о своём селе Михаил Евдокимов за неделю до гибели во время ежегодного спортивного праздника в Верх-Обском. Это была новая песня, которую он посвятил своим землякам. И успел исполнить её лишь один раз.
С гибелью Евдокимова, бывшего главной достопримечательностью села (хоть это и не совсем верное выражение, когда речь идёт о человеке), жизнь в Верх-Обском стала активнее. Сюда потянулись люди, желающие посмотреть на родину бывшего губернатора Алтайского края, на его дом, а также на могилу.
- Каждый день приезжают экскурсии, много автобусов и машин, - замечает Валентина Попова, глава администрации Верх-Обского. - Люди непременно заходят на кладбище. Мы даже человека специально наняли, который следит за порядком и чистотой на могиле Михаила Сергеевича. Он дорожки от снега очищает, мусор и увядшие цветы убирает.
После 7 августа прошлого года в селе заметных изменений не произошло. Новых дорог для приезжающих машин и автобусов не проложили. ("У нас ещё сам Михаил Сергеевич почти всё село заасфальтировал", - заметила глава администрации.) Никаких зданий не построили. Разве что часовню в честь архангела Михаила на сельском кладбище установили. В ближайшее время отремонтируют крышу средней школы, которой будет присвоено имя М. С. Евдокимова. Много лет подряд крыша протекала, доставляя неудобства школьникам и учителям. Деньги на её ремонт - около 3,5 млн. руб. - краевая администрация выделила лишь после смерти Евдокимова.
- Все, кто приезжает в село, спрашивают, здесь ли Галина Николаевна, - рассказывает Валентина Попова. - Но нет, она в Москве. Слышала, что один раз была здесь, вещи забирала. За их домом сейчас ухаживают друзья Михаила Сергеевича. Топят его и по хозяйству убирают.
- Поначалу жители села сильно переживали о случившемся, - поделилась глава администрации Верх-Обского Валентина Попова. - Но жизнь идёт, продолжается, свои проблемы и заботы понемногу заставили успокоиться.
"Любим ещё больше"
- Если бы знала раньше, чем обернётся для Михаила Сергеевича его губернаторство, - тяжело вздохнув, говорит Раиса Коновалова, - никогда не стала бы агитировать за него народ. Всем бы ходила и говорила: "Не голосуйте за него. Пусть остаётся артистом".
Сейчас Раиса Коновалова и другие активисты, работавшие в предвыборном штабе Евдокимова, рассуждают примерно одинаково. Корят себя в том, что "не уберегли Мишу". Сочиняют стихи - обличительные, памятные, трогательные, восхваляющие Михаила Сергеевича, - и при поддержке общественного движения "Пробуждение" публикуют их. Созваниваются каждый день и делятся воспоминаниями: кто-то видел Евдокимова на том-то мероприятии, кто-то на другом, кому-то посчастливилось побывать у него на приёме, кому-то он просто, по-мужицки, пожал руку. А иногда рассказывают сны, в которых с ними разговаривает Михаил Сергеевич.
- Я вот как сейчас помню день, когда пришла к Михаилу Сергеевичу на приём, - говорит Раиса Коновалова. - Жутко волновалась, ладошки вспотели, коленки трясутся. Принесла ему две иконы, чтобы защищали его. Стою в коридоре, жду, когда меня пригласят войти. И думаю: "Ну что я ему скажу? Кто я такая, чтобы он меня слушал?" Зашла в кабинет, а он увидел меня, разулыбался. Руки раскрылил и пошёл навстречу. Обнялись с ним и проговорили полчаса. Дня не проходит, чтобы я ту встречу не вспоминала.
На день рождения Евдокимова Раиса Ивановна и её внучка Катя, которая очень любила "дядю Мишу", заказали на телевидении поздравление. Перед этим Коновалова поговорила по телефону с Аней Евдокимовой и попросила на это её разрешения.
- Аня сказала грустным и очень усталым голосом, что она только что приехала с Галиной Николаевной из больницы, - вспоминает Раиса Ивановна. - Ей было приятно, что мы не забываем о её отце. Поздравить и заказать службу в церкви разрешила.
Раиса Ивановна замечает, что её знакомые, родственники и все те, кто поддерживал раньше Евдокимова, после гибели стали любить его ещё больше. Каждый месяц 7-го числа эти люди приходят к зданию краевой администрации и зажигают свечи в память о погибшем губернаторе, а также его охраннике и водителе. Не обошлось без свечей и 7 февраля. Ещё задолго до трагической даты активисты купили 50 свечей, живые цветы и договорились о том, кто и во сколько придёт к администрации.
Автора “письма Евдокимовой” ещё ищут или и не искали?
За последние шесть месяцев одним из событий, взбудоражившим жизнь в крае, стало письмо, якобы написанное Галиной Николаевной. 27 ноября с сайта предвыборного штаба Евдокимова в краевые СМИ было разослано письмо, в котором от имени Галины Николаевны выражалось сочувствие семьям Устиновых и Зуевых, а также благодарность тем, кто поддерживал её. Кроме того говорилось, что в произошедшей аварии на самом деле виновен не Олег Щербинский, а чиновники, которым был не угоден Михаил Сергеевич. 29 ноября появилась информация о том, что Галина Николаевна от авторства этого письма отказывается. И не знает, кому и зачем понадобилось распространить его. Тогда краевая прокуратура и представитель Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе Валентин Семученков выступали с предложением возбудить по данному факту уголовное дело.
- Так как ситуация с письмом затрагивает личную жизнь человека, то мы не можем возбудить уголовное дело без его согласия на это, - поясняет помощник прокурора Алтайского края Валерий Зиястинов. - Поскольку Галина Николаевна и её адвокаты не стали писать заявление о возбуждении уголовного дела, то и расследованием мы не занимались. Возможно, что Новосибирская межрайонная прокуратура занялась расследованием по своей инициативе, ведь Семученков много раз выступал в прессе с этим предложением.
В Новосибирской межрайонной прокуратуре заметили, что не могут пока ответить, заводили ли они уголовное дело по факту письма, разосланного от имени Галины Николаевны.
- Считаем, что пока не стоит говорить о письме, - сказали нам. - Это неуместно сейчас, когда все обсуждают суд над Щербинским. Чуть позже мы дадим всем заинтересованным журналистам информацию по официальному запросу. Но не сейчас.
- Мы хотели проводить собственное расследование по этому письму, - рассказывает Алексей Никулин, лидер общественного движения "Пробуждение". - Когда в ноябре ко мне, как и к журналистам, по электронной почте пришло письмо, я был уверен: оно написано Галино Николаевной. Под ним стояла её подпись. Раньше я никогда не видел её росписи. Под письмом была подпись со множеством вензелей и завитушек. Там просматривалась буква "Г" и начальные буквы фамилии "Евдокимова". Я и решил, что это она написала.
Алексей Никулин высказывает предположение, что автором письма является кто-то из близких знакомых Евдокимова. Так как доступ к сайту, с которого оно было разослано, имеется у ограниченного круга лиц.
- Когда Галина Николаевна заявила, что это не она написала письмо, нам в "Пробуждение" звонило много людей, - говорит Никулин. - Они были уверены, что его составили мы, и благодарили за такие тёплые слова. Но мы не имели к нему никакого отношения, это точно.