Руководитель Союза промышленников края: "Похвастать результатами по подготовке кадров пока особо не можем"

ноябрь 20, 2012

В Барнауле прошел "круглый стол" по проблемам подготовки кадров для предприятий. На нем много спорили, как обеспечить студентов необходимыми практическими навыками при обучении. Представители предприятий жаловались, что молодые работники приходят к ним неподготовленными к реальной работе. Члены учебного сообщества парировали, что для составления программ им нужна помощь компаний, а ее нет. Руководитель Союза промышленников Алтайского края считает, что в случае с промпредприятиями все еще сложнее — в эту отрасль молодежь в принципе приходит редко.


Михаил Хаустов

Евгений Ганеман,
руководитель Союза промышленников Алтайского края:

В "Стратегии социально-экономического развития" края до 2025 года" на 15-й странице обозначено: "Система подготовки кадров недостаточно удовлетворяет потребностям рынка труда". И это правда. За последние годы темп роста дефицита рабочих кадров намного опережает темп роста модернизации на производстве. Хотя средств для комплексной модернизации нет (для этого нужны миллиарды), точечно она проводится.

Такие предприятия, как "Ротор" или "Завод механических прессов", уже установили оборудование, которое работает с помощью компьютерных программ, рука человека не прикасается к детали. Однако современные учебные заведения готовят учеников к работе по программам 50–70-х годов и для устаревшего оборудования. А ведь для работы на модернизированном оборудовании нужны молодые кадры.

Для их подготовки и переучивания старых кадров помогают ресурсные центры. Мы очень плотно работаем в этом плане с профессиональным училищем № 8. На его базе создали центр с новейшим оборудованием. Для него собирали средства из федерального и краевого бюджетов, подключали бюджеты промпредприятий… А ведь через пять лет там все надо обновлять. Не знаю, кто потом даст для этого средства. Это не должно быть разовым вливанием, нужен какой-то продуманный системный подход… Ведь в крае шесть ресурсных центров при учебных заведениях. Каждый отвечает за то, чтобы ученики получали на них актуальные практические навыки и выходили востребованными рабочими.

Но, к сожалению, похвастать результатами мы пока особо не можем. На одном из алтайских предприятий из 10 ребят, которые прошли через ресурсный центр, на производстве в итоге остались двое. А на "Алтайском заводе прецизионных изделий" из 10 остается девять человек. Почему? Тут все зависит от психологического и финансового факторов, конечно.

Нехватка кадров существовала всегда. И в советское время тоже. Как мы ее устраняли? Ездили по деревням, находили людей, везли их на предприятие, давали место в общежитии. То есть они воспитывались только рабочей силой цеха. Сейчас, к сожалению, все общежития приватизированы. И везти людей из сел, таким образом, не получится. Поэтому здесь напрашивается вопрос муниципального жилья.

Что порой делают предприятия сегодня, чтобы молодой человек остался? Многим формируют хорошие зарплаты. Если рабочий женится, ему помогают взять льготную ипотеку, когда завод платит за него по этому кредиту проценты. Такая практика широко распространена на ФНПЦ "Алтай". Этот опыт стоит расширять, пока он не слишком распространен.

Но и те меры, которые предпринимают, часто почему-то все равно не действуют. Чем объяснить то, что порой молодой парень, освоивший технологию, получающий 20 тыс. рублей, вдруг уходит работать за меньшие деньги? На "Роторе" токари, высококвалифицированные слесари получают 50–60 тыс. рублей в месяц. Их единицы, и многие работают на пенсии, потому что заменять некем. Молодежи, которая бы стала их преемниками, нет. Поэтому я склоняюсь к выводу, что здесь не только зарплата имеет значение. Хотелось бы, чтобы в крае провели социологические исследования о причинах такой текучки. Потому что мы можем напридумывать какие угодно факторы, а следовало бы спросить самих учеников и работников, чего им недостает. И интересоваться этим постоянно.

В школах надо обязательно ввести проф­ориентацию. Ученикам профучилищ нужно устраивать встречи с теми молодыми людьми, которые все же получили рабочую специальность и очень ее любят. Ведь такие есть, но о них почти не слышно! А именно им поверят мальчишки, 60-летнему — не поверят. Еще было бы хорошо, на мой взгляд, создать что-то вроде политехнического музея в Барнауле или предложить это краеведческому музею. Чтобы можно было туда ребят водить. Каждое предприятие выставило бы там свои стенды, чтобы составить наглядное представление для молодых.

Все это долгосрочная программа, мы вряд ли доживем до времени, когда все эти вопросы будут решены. А решать их можно только при государственно-частном партнерстве. На будущее надо работать.