ноябрь 27, 2012
Уже семнадцатый год действует единственное объединение туроператоров и турагентов — Алтайская региональная ассоциация туризма (АРАТ). Последние полтора года ею руководит Ирина Слесарева, она же — директор турфирмы "Арго". В марте ее переизбрали на пост главы ассоциации во второй раз. Срок ее "правления" отмечен ростом внимания к сфере туризма со стороны региональных властей, а также летним сезоном-2012 — одним из лучших за последние годы. Ирина Слесарева рассказала, с чем она связывает такую динамику. Из ее ответов ясно, что туризм как сфера бизнеса в крае все сильнее переплетается с властью.
Ирина Слесарева.
Анна Зайкова
— Ирина Николаевна, как, на ваш взгляд, изменились задачи АРАТ с тех пор, как она была создана?
— Одна глобальная цель — поддерживать цивилизованный рынок — сохранилась. После 2007 года, когда всякое регулирование туризма государством было прекращено, многие ринулись в эту отрасль. Ведь большого количества оборотных средств такой бизнес не требует и на первый взгляд кажется несложным. Это привело к беспорядку на рынке, росту банкротств турфирм и приемам недобросовестной конкуренции. В задачи АРАТ входит их пресечение. Мы отслеживаем нарушения законодательства в плане рекламы (например, когда рекламируется тур в Турцию за 12 тыс. рублей и дана неполная информация о нем). Боремся с демпингом, сотрудничаем с ФАС. Любой демпинг приводит к банкротству фирмы, который ведет к испорченному или несостоявшемуся отдыху туристов. В последнее время удается находить с нарушителями общий язык.
— Но все же АРАТ — не карательная организация. Чем занимаетесь прямо сейчас и чем нынешний "профиль" ассоциации отличается от того, который определил предыдущий руководитель?
— Основные направления деятельности АРАТ всегда меняются в зависимости от главы организации. Ее президент всегда одновременно и глава фирмы, а у фирмы есть специализация. Поэтому при мне ассоциация много занималась темой экскурсионного туризма, ее я "копала" как могла. И наоборот — активным туризмом моя фирма "Арго" не занимается, поэтому соответствующие мероприятия в ассоциации рассматривались меньше. Могу отметить, что до меня организация больше занималась внутрирыночными проблемами. В частности, был явный акцент на контроле за рекламой. Но тут есть и объективные факторы: так получилось, что именно при мне рынок внутреннего туризма на Алтае стал активнее развиваться. Были написаны программы этого развития для края и Барнаула, создано управление по развитию туризма...
— То есть период вашего руководства ассоциацией отмечен прогрессом в сотрудничестве между властью и местным рынком туризма?
— Да, так вышло. За то время, что я руководила ассоциацией, мы вместе с управлением по туризму реализовали несколько крупных проектов. "Круглые столы" в масштабах края, конкурс экскурсоводов по Барнаулу, проекты Малого и Большого золотых колец, маршрут "Казачья подкова"… Конечно, там еще много над чем надо работать. Но ведь ничего подобного раньше вообще не было. Своими силами местные игроки туристического рынка не потянули бы такие вещи, у них не те масштабы. Сейчас нашим туроператорам становится понятнее, в какую сторону развиваться и во что вкладываться. В Республике Алтай маршруты разрабатывали с конца 1960-х и до 1990-х годов — на это тратилось много средств. Все они "обкатывались" около 30 лет.
— Зачем турфирмам лишняя нагрузка в общественной организации вроде АРАТ?
— Я считаю, что, во-первых, здесь как в бизнесе: чтобы что-то взять от организации, надо что-то ей дать. Во-вторых, сегодня государственная поддержка возможна только через общественные организации. Ведь если власть начнет точечно работать с одними компаниями, у других появится вопрос: а почему с ними? Нет ли тут коррупции? Вот выпускает, например, управление по туризму каталог турфирм. Возникает вопрос: кого в него включить? Ответ — участников общественной организации, потому что понятен их статус, ответственность и т. д. В-третьих, кто-то должен представлять рынок, защищать его участников, создавать общественное мнение. Так происходит во всех отраслях.
— Это лето выдалось крайне успешным для алтайского туристического рынка. Насколько удачным был сезон для членов АРАТ?
— Сразу замечу, что у нашей организации нет задачи вести такую статистику. Я могу лишь оперировать мнениями членов. Они действительно отмечают рост продаж в летнем сезоне. Не скажу, что небывалый, но существенный: в разных компаниях по-разному, от 5% до 15%. Что касается заявлений о том, что уже в августе Алтайский край посетили более 1 млн. туристов, то тут могу сказать, что турист туристу рознь. Нельзя приравнять того, кто самостоятельно приехал на пару дней в район озера Ая, к тому, кто приехал на семь дней и потратил соответствующее количество денег. Конечно, обслуживание должно быть на уровне для всех. Однако само это число — более 1,5 млн. туристов к Новому году — очень усредненное. Да, оно превосходит даже прогнозы на этот год в 1,3 млн. человек. Но не означает, что такое количество прошло через туроператоров. Число "пакетированных туров" (количество организованных туристов) выросло не настолько.
— У края еще есть рекреационные резервы, или этим летом его посетило максимально возможное количество гостей?
— Я вообще считаю, что количество туристов — далеко не единственный показатель, к увеличению которого стоит стремиться туркомпаниям. Это показатель для администрации края. Не могу сказать, что все намеченные планы по инвестпроектам в сфере туризма уже выполнены, но по показателю "посещаемости" — перевыполнены. Хотя для турфирм важнее, чтобы росло количество организованных туристов, а не их общее число, а также доходность.
— От чего зависит прирост "организованных" в первую очередь?
— Это комплекс мер. Продвижение и PR уже выполнены на пятерку. Брэнд "Алтай" узнаваем и имеет немалый вес. Второе, что необходимо, — политическая воля по преодолению конкуренции с Республикой Алтай. Ведь для потребителей Алтай — один и един. Как и для турбизнеса. Для достижения общих целей необходим компромисс, который будет полезен рынку. Третье ограничение — набившее оскомину несоответствие цены и качества услуг на алтайском рынке. Решение — преодоление сезонности за счет событийного туризма, маркетинговые инструменты. Четвертый фактор — объективная мировая тенденция "самостоятельных путешествий".
— Участники туристического рынка благодарят за удачный сезон небывалую жару. А если на будущий год с погодой не так повезет, следует ждать неизбежного снижения турпотока?
— Тут все зависит от многих факторов, только к погоде успех или неудачу не привяжешь. Да, в выходные стопроцентной загрузки, как этим летом, в алтайских местах отдыха не было давно. Начиная с июня и заканчивая сентябрем. Но что касается будней, то бум не был столь выражен и настолько привязан к жаре. Появляются новые услуги, идет продвижение… Для меня было открытием все, что касается оздоровительного туризма на маральниках. Там сейчас просто альпийские гостиницы vip-класса. 10 лет назад пантовые ванны ассоциировались с какой-то непонятной субстанцией и бочками. Сегодня это гораздо более цивилизованно.
— Но многие другие места отдыха на Алтае по-прежнему очень сложно сравнить с альпийским vip-классом. Разве что по ценам. А ведь в прошедшем летнем сезоне вырос спрос именно на благоустроенные базы.
— Я считаю, что сдерживающих факторов всегда ровно столько, сколько может выдержать рынок. У нас есть разные туркомплексы с разным предложением. Часто цены на многие услуги завышены, хотя сервис не соответствует. Таков этап развития рынка! Но некорректно сравнивать алтайские предложения с путевками в Турцию. Это примерно то же, что сравнивать работу велорикши в Пекине и супермаркета "Ашан" в Москве. Разные рынки, разные цели отдыха, разный уровень конкуренции, разные масштабы бизнеса.
— Что будет хитом зимнего туристического сезона на Алтае?
— Все то же, что и раньше, сюрпризов не будет: Чемал, район озера Аи, Белокуриха, "Бирюзовая Катунь", хотя там для зимнего отдыха почти ничего еще нет. Манжерок, хотя гора безобразная. Все будут ругать эту гору, но поедут. Все базы отдыха всех уровней на Новый год в любом случае не будут страдать от недостатка спроса, сколько бы это ни стоило.
О "Музее туризма"
— Это пока больше теоретический проект АРАТ. Чтобы реализовать его, нужны люди, которые будут этим фанатеть. Ведь проекты вроде музея строят не столько на финансах, сколько на энтузиазме. Организации, которые стояли у основ туризма в крае, — Совет по туризму, "Спутник Алтая", "Интурист" — они пока не выбросили свои архивы. Первый поход Виктора Верещагина на Алтае состоялся в начале ХХ века, что считается датой основания туризма в крае. Была идея собрать всю эту столетнюю историю в музее… Но того, кто бы загорелся, пока нет. С одной стороны, это должен быть человек, знающий нынешний рынок и имеющий основание заниматься таким музеем. С другой стороны, такому обычно и так есть чем заняться.
О больших резервах
— Туризм — мультипликативная отрасль, развитие которой захватывает сразу много рынков: общепит, гостиничный комплекс, транспорт, индустрию развлечений и т. д. Поэтому она способна влиять на состояние трети российской экономики. И именно поэтому за туризм в последнее время активно взялись по всей России, давно пора. У нас огромные резервы для развития, большой потенциал внутреннего рынка. Самим россиянам становится интересна такая разная Россия. Если стимулировать этот внутренний спрос, то эффект окажется значительным. Алтайский край пока явно в лидерах в этом развитии.
О Колыванском маршруте
— Новый автобусный маршрут "Колывань – Камень и Егорь-Вода", который "Арго" разработала совместно с компанией "Алтайтурист" этим летом, конечно, не выполнил свой план по заездам. Потому что он был слишком амбициозен: два заезда в неделю все три летних месяца. Сейчас я скорее радуюсь, что этот план не оправдался, мы бы, наверное, не смогли удержать высокого качества при запланированном количестве туристов. В итоге свозили несколько групп за летний сезон плюс несколько индивидуальных туров. Но любой рост с нуля — большой рост. До этого моя компания специализировалась совсем на других рынках — Киргизии и Казахстана, и Алтаем как туроператор серьезно занялась впервые. На будущий год маршрут скорректируем и будем преодолевать проблемы отсутствия должного количества качественного транспорта и гидов.
Ирина Николаевна Слесарева родилась 14 февраля в Барнауле. В 1992 году окончила Томский госуниверситет, специальность — "Геолог-геоморфолог". Окончила Международный институт менеджмента ЛИНК по специальности "Маркетинг". В 2003 году основала компанию "Арго". "В 90-е были планы заниматься наукой. Но в то время эта сфера буквально "стояла на коленях" и не встала с них до сих пор. К тому же я потомственный турдеятель, моя мама занималась подготовкой инструкторов, гидов-экскурсоводов, а отчим был горным спасателем", — заметила Ирина Слесарева. Замужем, воспитывает двоих детей. В качестве хобби назвала латиноамериканские танцы, плавание, горные лыжи и музыку.