ноябрь 27, 2012
Банковского кризиса, подобному тому, что был в 2008 году, в России пока не ожидается. Тем не менее количество российских банков в ближайшее время должно сократиться — в том числе за счет иностранных игроков, которые постепенно уходят с рынка. О том, что в данный момент происходит в российском банковском секторе и что его ждет в ближайшее время, в ходе конференции "Банковский сектор: риски роста" рассказал главный управляющий директор "Альфа-банка".
Я хотел бы немного остановиться на происходящем в нашей банковской системе и показать те тренды, которые мы видим по итогам 2012 года. Во-первых, отмечу резкий рост розничного кредитования — по итогам года он составит около 40%. Честно скажу, что для рынка это стало большим сюрпризом. При этом все остальные сегменты рынка демонстрируют весьма умеренные темпы роста на уровне 20%. Мы, безусловно, тоже были участниками этого роста, но его темпы превзошли и наши ожидания.
Во-вторых, меняется расстановка сил на рынке. На нем присутствуют три вида банков: государственные, частные, иностранные. Пять лет назад мы предполагали, что в будущем основная конкуренция развернется между частными банками и иностранными. Однако те прогнозы не сбылись. За последние два года иностранцы с точки зрения кредитования теряют долю. Мы видим, что иностранные банки уходят отсюда не потому, что не видят потенциала, а потому что у их материнских зарубежных офисов много проблем. В это же время государственные игроки наращивают свое присутствие. И сейчас их доля по корпоративным кредитам находится на отметке 60%. Доля же частных игроков практически не меняется.
Третья тенденция — напряженная ситуация с источниками денег. Проблема фрондирования стоит достаточно остро. Для меня здесь важным индикатором является реклама. Если до 2008 года у нас нигде не рекламировались депозиты — только кредиты, то после кризиса все стало ровно наоборот: рекламу кредитов мы нигде не видели. Потом был период равного соотношения, а сейчас мы видим агрессивную политику банков по привлечению средств. Отсутствие денег в банковской системе сильно сказывается на этом процессе.
Частные банки в этой ситуации идут в сегмент привлечения вкладов населения — он остается одним из самых дорогих, но в силу отсутствия других источников финансирования именно на этом рынке разворачивается основная борьба. Кстати, это единственный сегмент рынка, где госбанки устойчиво теряют долю в течение последних нескольких лет. В остальных секторах госбанки только наращивают свое присутствие.
Нас часто спрашивают, не повторится ли кризис 2008 года. Фундаментальным фактором тогда стало то, что мы не ожидали такой ситуации с ликвидностью, а именно она была одной из основных причин последнего кризиса. Думаю, в этот раз такого не будет, потому что государство через разные инструменты поддерживает банковскую систему. В абсолютных значениях сумма господдержки уже превышает 3 трлн. рублей. И один из макротрендов заключается в том, что власти не смогут не поддержать банки. Впрочем, существенная доля этой поддержки сейчас отправляется в государственные банки.
Если посмотреть на вызовы для банковского сектора, то можно выделить несколько моментов. Согласен с тем, что будет консолидация банковского рынка. И с усилением роли регулятора это будет все более очевидно. Рынок будет концентрироваться вокруг более технологичных и капиталоемких банков. Нас ждет усиление роли крупных игроков.
И, безусловно, мы видим перспективы для роста банковского сектора по всем направлениям. Например, ипотека в России, несмотря на то что объем рынка жилищного кредитования составляет $60 млрд., находится практически на зачаточном уровне по сравнению с тем, что есть в Западной Европе. Но понятно, что ее слабая развитость у нас связана с относительно высокой инфляцией, с отсутствием длинных денег в экономике для того, чтобы банки имели возможность кредитовать жилье. Поэтому в настоящее время этот рынок практически полностью принадлежит государственным банкам, у которых другой доступ к ресурсам.