Каким был первый год работы горно-алтайского аэропорта

ноябрь 28, 2012

Газета "Ваше дело" продолжает цикл публикаций о крупнейших инвестиционных турпроектах Республики Алтай и Алтайского края. В предыдущих номерах мы уже рассказали о состоянии игорной зоны "Сибирская монета", туристических зонах "Алтайская долина" и "Бирюзовая Катунь". На этот раз наше внимание привлек недавно реконструированный аэропорт Горно-Алтайска, который должен стать связующим звеном между туристами из европейской части страны, а также зарубежными гостями и крупнейшими туробъектами региона.

Горно-Алтайск, аэропорт.
Анна Зайкова

Реконструкция горно-алтайского аэропорта завершилась около года назад. После почти 20-летнего простоя он получил взлетно-посадочную полосу категории "B", то есть теперь здесь могут приземляться не только самолеты малой авиации, но и среднемагистральные суда. Первый рейс в Новосибирск начала выполнять авиакомпания "Ангара", а затем S7 Airlines запустила московское направление. В рамках зимнего расписания частота полетов на нем — три раза в неделю. Сам объект и его значение довольно высоко оцениваются экспертами.

Олег Пантелеев,
глава аналитического отдела агентства "АвиаПорт":

Аэропорт, безусловно, построен в соответствии с существующими нормативными документами, это современный инфраструктурный объект, отвечающий требованиям как авиакомпаний, так и пассажиров.

Руководители алтайских туркомпаний также отметили позитивные итоги года работы авиапредприятия. "Сейчас активно идут продажи на московский рейс среди туристов, которые полетят отдыхать на Новый год. Бизнес-сообщество Горно-Алтайска часто пользуется этим рейсом, не говоря уже о чиновниках", — отмечает руководитель туркомпании "ГЛЭМ-ТУР" (франшиза "Пегас-Туристик") Ольга Ришко. Собеседница рассказывает, что сегодня налажен трансфер пассажиров в аэропорт из Бийска и Белокурихи, что также свидетельствует о его популярности. Руководитель компании "Плот" Александр Смирновсогласен, что московский рейс удобен как для пассажиров из Республики Алтай, так и для туристов, которые хотят сэкономить время на трансфере из Барнаула.

В самом аэропорту не без гордости рассказывают, что в текущем году здесь были чартерные рейсы из Лондона, Мадрида, Ибицы. "Мы делаем все, чтобы увеличить поток, и мы его увеличим. Сама жизнь продиктовала необходимость организовать здесь аэродром. Помимо обеспечения потребностей туристов, авиакомпании могут летать в отдаленные районы Республики Алтай (Кош-Агач, Усть-Кокса). Думаю, что малая авиация получит развитие с помощью нашего аэропорта", — рассказывает штурман Анатолий Чижов.

В сентябре предприятие проводило совместную конференцию с авиакомпаниями, туроператорами, руководителями санаториев. После этого было заявлено, что сразу несколько перевозчиков готовы открыть рейсы из Горно-Алтайска, в том числе и на московском направлении. По словам президента компании "Сибмост" Альберта Кошкина, возможность сотрудничества с аэропортом рассматривали Utair и "Вим — Авиа". Кроме того, Dexter ("Авиа Менеджмент Групп") подумывает о том, чтобы открыть рейсы в Сургут и Красноярск (трижды в неделю), в Новосибирск, Кемерово и Томск (ежедневно). Речь идет о перевозках на восьмиместных бизнес-джетах Pilatus PC-12. "Томск Авиа" планирует летать из Горно-Алтайска в Новосибирск и Томск на девятикресельных ВС Cessna 208B Grand Caravan. "АК БАРС АЭРО" рассматривает возможность открытия рейсов в Казань и Санкт-Петербург на 50-местных самолетах CRJ 200 LR.

Пассажиров хватило всем

Однако пока остается вопросом, какое развитие на практике получит горно-алтайский аэропорт и когда он сможет вый­ти на плановые показатели работы. В компании "Сибмост", которая является собственником авиапредприятия, с оптимизмом отметили, что за 2011 год обслужили почти 5 тыс. человек при прогнозе около 2 тыс. человек. В текущем году "Сибмост" планировал получить пассажиропоток в 30 тыс. человек, но пока этот план кажется слишком оптимистичным — за восемь месяцев года аэропортом воспользовалось 12 242 пассажира. Бывший директор аэропорта, который недавно ушел из жизни, Александр Лихтенфельд признавался, что пока технический потенциал аэропорта и потребность пассажиров летать реализованы лишь на 5–10%.

В аэропорту Барнаула в свою очередь констатируют, что уменьшения числа пассажиров за счет туристов, которые предпочли летать через горно-алтайский аэропорт, в этом году не произошло. "Мы запланировали рост пассажиропотока на 7%, и мы его получим. Доля туристов, которые пользуются авиатранспортом, не так велика. 95% пассажиров, которые прилетают к нам, имеют другие цели", — отмечают в аэропорту.

Руководители алтайских туркомпаний согласны, что пока очень рано говорить о конкуренции между двумя авиапредприятиями. "Если взять статистику прибытий туристов в Горно-Алтайск, то она не очень впечатляющая, и я не думаю, что вскоре что-то изменится", — комментирует Александр Смирнов. Он уверен, что о каком-то оттоке пассажиров из Барнаула можно рассуждать, только когда в Республику Алтай ежедневно будут выполняться пять-шесть рейсов. Пока же сюда летают не самые большие самолеты и даже не в ежедневном режиме. В самом аэропорту признаются, что на борту, рассчитанном на 150 кресел, могут лететь 25 человек, а борт на 200 человек везет 50 пассажиров. Перевозку "воздуха" компенсирует бюджет Республики Алтай.

В S7 Airlines говорят, что существующая загрузка рейсов Москва — Горно-Алтайск соответствует ожиданиям авиакомпании, но в период зимнего расписания частота полетов увеличиваться не будет, и открывать рейсы из других городов в ближайшее время также не планируется. В авиакомпаниях UTair и "Вим — Авиа" на запрос о планах сотрудничества с горно-алтайским аэропортом не ответили.

Олег Пантелеев в свою очередь считает, что развитие аэропорта и введение в эксплуатацию туробъектов — это процессы, которые взаимообусловливают друг друга. "В умах у многих чиновников витает заблуждение, что аэропорт (а еще лучше — международный аэропорт) может формировать турпотоки либо перераспределять их. Однако потоки формируют туроператоры, гостиничный бизнес и в конечном итоге авиакомпании. Если туристический потенциал региона не оценен, то не помогут ни здания из стекла и бетона, ни ежедневные рейсы", — резюмирует эксперт.

Виталий Архипенко,
гендиректор "Авиапредприятия "Алтай":

Я анализировал вопрос организации рейсов из Барнаула в Горно-Алтайск. Нам он был бы выгоден. Но я вижу, что этого не произойдет, пока кто-то не решится инвестировать сюда большие деньги. Себестоимость такого перелета будет составлять около 5 тыс. рублей на человека, даже если найдется 20-местный самолет. Кто будет летать? У нас нет ни судов, ни авиакомпаний, которые бы занимались такими перевозками. Проблемы региональной авиации обсуждают годами, но они никуда не исчезают. Мы как субъект авиационной отрасли готовы обслуживать 50 региональных рейсов в сутки. Но люди не готовы летать на тех условиях, которые сегодня им могут предложить. Республика Алтай нашла возможность субсидировать свои рейсы, но даже при наличии такого субсидирования авиакомпания "Ангара" сработала с убытком на маршруте Горно-Алтайск — Новосибирск и закрыла рейс.

Досье

Компания "Сибмост" приобрела 100% акций авиапредприятия "Аэропорт "Горно-Алтайск" в ноябре 2010 года у московской компании "Главторг". Открытие аэропорта состоялось в ноябре прошлого года. Реконструкция аэродромного комплекса горно-алтайского аэропорта осуществлялась в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)". Общая стоимость строительства и реконструкции составила 1 млрд. 179,6 млн. рублей. После завершения реконструкции параметры асфальтобетонной ВПП составляют 2,3 км в длину и 42 метра в ширину. Аэровокзал имеет пропускную способность 200 пассажиров в час. На 2015 год запланировано строительство нового здания аэровокзала пропускной способностью 500 пассажиров в час.

Цифра

1 млн. 693 тыс. человек — прогноз турпотока в Республику Алтай на 2013 год, из них 52 тыс. человек должны стать пассажирами горно-алтайского аэропорта.