ноябрь 28, 2012
Снегопад обсуждали все и везде: на остановках, в транспорте, в пробках, в Интернете, на кухнях. Самым популярным среди горожан стал обмен информацией о том, кто, сколько и где "единиц техники" видел. Куда, мол, сгинули все эти бойцы невидимого фронта? Почему, если они так стараются, улицы все равно заметены? "СК" попробовал найти ответы на эти вопросы в кабине снегоуборочной машины.
Уборка снега в Барнауле.
Олег Богданов
В час дня понедельника, 26 ноября, на улице Советской со стороны проспекта Комсомольского работало четыре "единицы". Нашим проводником стал Владимир Саматов, водитель муниципального предприятия "Дорожник-2 Октябрьского района", дядя Володя, как он разрешил себя называть. С 1993 года он возит снег на грузовике ЗИЛ-130. Свою шумную, грузную, вспыльчивую, но верную "старушку" зовет Люсей.
Дядя Володя начинал с водителя в краевом ТЮЗе, после был шлифощиком и наладчиком на заводе. Еще он с гордостью вспоминает о своей службе на космодроме Байконур.
В "Дорожнике" Владимир Саматов с 1989 года. Дневная смена начинается в 8.00, но Владимир, как правило, приезжает в гараж пораньше – нужно проверить, как себя чувствует "старушка". Заканчивается рабочий день порой в 21.00, что зависит от объема работы. За все время у дорожников один 45-минутный перерыв на обед. Вторая бригада так же интенсивно работает в ночь. В этом ноябре им довелось трудиться без выходных.
– А сколько платят, если не секрет?
– Да какой секрет? Сейчас вот месяц без выходных отработаю, 12–13 тысяч заплатят. Маленькая зарплата. Одни пенсионеры, считай, и работают, пока силы есть. Вон Михаил Палыч поехал, ему уже больше шестидесяти. Мой коллега. На пенсию-то особо не проживешь…
– Ну, вы-то еще не пенсионер.
– Пока нет. Мне 53 года, но таких старых, как я, уже нигде и не берут. Вообще-то, мы стараемся. А люди все равно бранятся, говорят: "Вы не работаете".
– Обидно?
– А то! Вот заметно, что мы вчера убирали на этой Советской?! Каждый день снег вывозим. Хорошо хоть сегодня погода благоприятная: не так скользко, да и машин поменьше вроде как. А вчера видимость была ужасная. Из наших никто даже на обед не поехал, все убрать хотели. Такая зима последний раз была в 2001 году. Тогда еще хлеще было. Мы, помню, от усталости ходили как зомби.
– Вы такой улыбчивый. Совсем не похожи на зомби.
– А что, плакать, что ли? Веселее надо жить, может, дольше проживем.
По данным дорожных служб, за сутки с 25 на 26 ноября в места снегоотвала было вывезено рекордное количество осадков – пять тысяч тонн, что в полтора раза превышает условную норму. Владимир совершает от восьми до десяти рейсов за смену. Свой ЗИЛ он считает идеальным автомобилем, однако…
– …Люся, ну-ка давай не капризничай!
– Часто ломается?
– Быва-а-ает. Сегодня вот немножко сцепление забуксовало, но я быстренько сделал и дальше поехал. Она у меня молодец, верой и правдой служит, моя "старушка". Хотя, если б мне, конечно, новую Люсеньку дали, я бы с удовольствием... О! Вон наши самосвалы пошли, а КамАЗ не наш, наемный. Вообще, у предприятия девять машин – мало для таких зим. Приходится нанимать у частников. Это дорого. Вот представьте, можно было бы, конечно, эти деньги на запчасти потратить или на зарплату нам, а приходится чужим людям отдавать.
– Вы не обижаетесь?
– По поводу зарплаты-то? Прям. А куда деваться, если такая ситуация?
Молодые приходят, стараются, но подолгу не остаются обычно.
В месте для отвала снега, за которым закреплен наш проводник, трудится бульдозер. Его задача – утрамбовывать свежие сугробы. В кабине молодой мужчина, о котором дядя Володя с уважением отзывается: "Хороший парень. Руки золотые".
– Говорят, в ноябре выпало столько снега, сколько за всю прошлую зиму. Это правда, как вы считаете?
– Может быть. Прошлая-то зима малоснежная была, а сейчас валит и валит. Не видно ведь, что убираем-то. Люди злятся. Кто-то с уважением относится, кто-то, видать, никого кроме себя не любит. Порой вот видит, что еду, а перегородит дорогу и не уйдет. А ты стоишь, ждешь его. Бывает, даже поматеришься. Вроде и никто не слышал, а легче становится…
Первый снег выпал в Барнауле 5 ноября. На следующий день дорожные службы города начали работать в круглосуточном режиме в две смены. Две недели дорожники работали героически. На тяжелой технике – механизаторы. Им постоянно приходится выходить в ночь – такова специфика наших дорог. После обеда они ремонтируют технику, готовя ее к следующему выходу. Спят буквально несколько часов в сутки и не жалуются, потому что понимают ответственность, свою роль. Это настоящие патриоты.
Около 52 000 тонн – столько вывезено снега с 6 по 25 ноября – это трехмесячная норма осадков. В распоряжении дорожных служб 264 единицы техники. "Машинам помногу лет, но тем не менее они в рабочем состоянии", – сказал Анатолий Воронков, заместитель главы администрации города. Этого количества техники недостаточно. Зимой будет приобретено еще около 30 единиц.
По словам Анатолия Воронкова, наиболее сложная ситуация с уборкой снега сохраняется в поселках Лесном, Бельмесеве, Затон и др. Есть проблемы в частном секторе и преддомовых территориях. По оценкам муниципалитета, более половины управляющих компаний и ТСЖ отработали в эти дни неудовлетворительно. Как подчеркивают чиновники, контроль над этими организациями закон возлагает только на собственников. Однако жильцы могут сообщать о возникающих затруднениях в комитет по ЖКХ: 35-45-13, 35-41-58 (с 8.00 до 17.00).
Мы обсуждаем с общественными и студенческими организациями возможность их участия в ликвидации последствий снегопада. Я думаю, всем жителям города можно к этому присоединиться, чтобы общими усилиями справиться со стихией.
По прогнозам синоптиков, на следующей неделе обильные осадки в Алтайском крае могут повториться. Дорожные службы планируют успеть до этого времени по максимуму очистить улицы от снега. На сегодня это первоочередная задача.