ноябрь 30, 2012
Барнаул растет по плану. Действующий генплан окончательно приняли в 2010 году со сроком до 2025 года. Тогда же, в конце 2010 года, администрация города представила общественности нового главного архитектора Барнаула Сергея Черепанова. Спустя три года, после того как предыдущий главный зодчий Сергей Боженко ушел с поста. Своей первоочередной задачей Сергей Черепанов тогда назвал реализацию принятого генплана. Однако он на посту не задержался, и город продолжает развиваться без главного архитектора.
Барнаул.
Михаил Хаустов
Индустриальный район бьет рекорды по многим показателям: самый молодой район стал самым многочисленным и опередил старших братьев по темпам строительства. В нем мало старых построек, инженерные сети еще не изношены и действуют исправно. Район отличается развитой инфраструктурой: магистрали, аэропорт, торгово-развлекательные центры, в том числе самые крупные и молодые в городе – "Европа", "Весна", "Огни".
Аналитик рынка недвижимости Елена Завадская отмечает, что цены на жилье в Индустриальном районе приближаются к ценам в самом дорогом – Центральном. Но если в последнем высокая цена на недвижимость больше связана с недостатком предложений, то в Индустриальном районе высокая цена обусловлена качеством квартир.
Именно Индустриальный район стал одним из приоритетных направлений реализации Генерального плана развития Барнаула. Здесь сосредоточились три новых очага жилищной застройки.
Строить здесь можно без сноса, поэтому новостройки возводить удобнее. Для застроек задействованы пересечения основных городских магистралей: ул. Попова и Павловский тракт, ул. Энтузиастов и ул. Попова, ул. Петрова и ул. Малахова, ул. Малахова и Павловский тракт.
Кстати, аквапарк, намеченный на ул. Малахова, открылся в другом месте, но также в Индустриальном районе. Особо значимой планировочной осью является Павловский тракт. Здесь предлагается размещение крупных торговых центров и высотной жилой застройки.
Разработчики генплана отмечают дефицит благоприятных для застройки территорий, поэтому будущие застройки выходят на сельскохозяйственные земли за пределы городской черты в северо-западном направлении. Основные планировочные оси нового жилого района – магистрали на продолжении улиц Трактовой, Звездной, Юрина и А. Петрова.
Зона капитальной застройки и реконструкции. Центральными планировочными осями стали улицы Юрина, Исакова и
А. Петрова. Значительной планировочной осью должна стать дуговая магистраль, проходящая от Змеиногорского тракта вдоль реки Пивоварки, пр. Коммунаров и по ул. Кулагина до нового моста.
Большой объем реконструкций намечен на пересечении ул. Малахова и Павловского тракта, ул. Петрова и ул. Малахова, ул. Петрова и Северо-Западной, ул. Исакова и Телефонной. В том числе снос ветхого и аварийного жилья и дальнейшая застройка жилыми домами.
При всех преимуществах Индустриального района жители, работающие в центре, вынуждены мириться с пробками на дорогах, в которых тратят много времени.
Не только земли Индустриального района интересуют разработчиков генплана. Планируют также застроить поселок Кирова. В нагорном районе предполагают продолжить индивидуальную застройку. Уже сейчас цены на жилье здесь самые высокие в городе. Вдоль берега Оби будут развивать санаторно-курортную зону: лыжные и базы отдыха.
Какими бы ни были грандиозными планы, застройка новых территорий невозможна без расширения дорожной сети.
В 2010 году пр. Ленина расширили, но этого явно оказалось недостаточно. Выезд из делового центра города остается проблемой. Мост на Новом рынке слишком узкий и остается двухполосным в одном направлении, превращая пр. Ленина в "песочные часы".
У администрации были на-дежды, что ул. Челюскинцев после реконструкции облегчит нагрузку и примет большую часть грузового транспорта. Но и они, судя по пробкам, также не сбылись. Реконструкция Павловского тракта и организация нового участка
ул. Власихинской тоже стали лишь "ложкой меда". В часы пик город продолжает стоять. Сегодня по дорогам Барнаула колесят 203 тыс. автомобилей. В 2007 году, на момент обсуждения генплана, их было на 50 тыс. меньше – 153 тыс. авто. Но уже тогда исследователи отмечали, что дорожная сеть с нагрузкой не справляется.
Между тем в генплане-2007 заложены дублирующие транспортные магистрали. Среди конструктивных решений, которые способны "развязать" транспортный узел, – вынести внешний транспорт из центра города, исключить транзит. Также способны переломить ситуацию локальные меры. Например, "зеленая волна", которая работает на пр. Ленина от Нового рынка до Старого базара более года. По задумке, водитель при скорости 40 км/ч может проехать этот участок без остановок. Но "волна" эффективна лишь при отсутствии пробок, тем более она не работает на улице, заваленной снегом.
В исторической части города предлагают сохранить существующую планировку и ограничивать новые застройки по этажности. Ограничение по этажности остается проблемным моментом. Так, ТЦ "Проспект" нарушает это правило и буквально выпадает из ансамбля на пр. Ленина.
В целом из задуманных преобразований центра – создание деловых зон, развитие "Студенческого городка" на ул. Молодежной. Генплан предписывает ликвидировать аварийный и ветхий фонд исторического центра. Особое место уделяют расположенному за элеватором острову Побочень в силу его центрального расположения. По планам, здесь расположатся городской стадион, комплекс крупных спортивных и зрелищных сооружений, культурно-выставочный комплекс "Барнаул-Экспо", парк аттракционов, прогулочные аллеи, пляжи.
Генпланом заложены программы, требующие значительных инвестиционных вложений. Транспортные развязки, инженерная инфраструктура, жилищный фонд – все требует значительных средств. Но будем оптимистами.
Действующий генплан в представленном виде не может быть реализован. Разработчики предписали строительство двух мостов – в районе поселков Конюхи и Гоньба через широченную пойму реки Оби. Если учитывать, что автодорожный мост через Обь в Барнауле возводят почти раз в 50 лет, на строительство уйдет 100 лет. При самом удачном раскладе город построит часть запланированного жилья и инженерные коммуникации.
Далеко не все запланированное удавалось воплотить из ушедших в архив генпланов. Так, многострадальный Обской бульвар с 1938 года переходит из генплана в генплан. По замыслу, он соединит пл. Советов с берегом Оби. В 1960 году Барнаульский горисполком утвердил очередной генплан, разработанный Ленинградским проектным институтом. Задумывалось, что Обской бульвар пройдет от здания крайисполкома и завершится на высоком левом берегу.
Но Обской бульвар за пять десятилетий продвинулся лишь на квартал – от пр. Ленина до пр. Комсомольского. Жилищный комплекс "Аквамарин" стал шагом к застройке набережной. Благодаря освоению этой территории прибрежная зона продлилась по течению Оби по направлению к запланированной набережной. Набережная изначально задумывалась как логическое завершение Обского бульвара. Здесь расположен единственный выход к реке.Оттуда нужно убрать все лишнее и разбить там большую и удобную парковую зону, считает архитектор Петр Анисифоров.
Чтобы создать предпосылки для структурного развития Барнаула, нужно разобраться с дорожно-уличной сетью. Удобно жить в городах со сквозными магистралями через весь город. Сейчас у нас есть транспортные "связки" – проспекты Ленина и Космонавтов, улица Челюскинцев и Павловский тракт, которые соединяют западную и северо-западную части города с центром.
Для города было бы спасением, если бы удалось реализовать транспортную "связку" Змеиногорский тракт – ул. Аванесова – пр. Красноармейский – ул. А. Петрова с пробивкой тоннеля под железнодорожными путями станции Барнаул. Новая магистраль разгрузила бы и мост возле Нового рынка, и путепровод на Павловском тракте. По этому пути можно было бы без пробок проехать через весь город за 10 минут. Этот принципиальное решение было задумано еще в 1948 году и кочует из генплана в генплан до сих пор. Между тем всякий генплан устаревает в момент его утверждения. Для эффективного развития города нужно ориентироваться на разработку так называемого непрерывного генплана с ежегодным обновлением.