декабрь 4, 2012
Предприниматели часто заявляют о том, что налоговое законодательство меняется в нашей стране чуть ли не каждый день и работать в таких условиях невозможно. Требуется мораторий на любые изменения. Однако с 1 января их ждут очередные поправки в НК РФ, позволяющие либо выбирать систему налогообложения, либо вообще просто купить патент и спать спокойно. О плюсах и минусах новшества, мы побеседовали с руководителем Управления ФНС по Алтайскому краю. В ежегодном интервью газете "Ваше дело" Валерий Тарада прокомментировал и другие актуальные темы.
- Вы правы, Федеральный закон № 94 внес существенные изменения в порядок применения специальных налоговых режимов. В первую очередь - это добровольность перехода на любой из спецрежимов, но при соблюдении установленных НК РФ ограничений. Налогоплательщик будет вправе самостоятельно выбирать систему, исходя из условий ведения предпринимательской деятельность. Как показывает практика применения того же ЕНВД (в настоящее время является обязательным), многие налогоплательщики столкнулись с ситуацией, когда им такая система невыгодна. И не столько в части исчисления единого налога на вмененный доход или его величины, сколько в организации и ведении бизнеса, что связано с поиском поставщиков и покупателей. Также сложности возникали в организации раздельного учета доходов и расходов при применении разных систем налогообложения.
И вот с 2013 года, указанные проблемы уйдут в прошлое, налогоплательщики смогут выбрать оптимальную для себя систему налогообложения. Готовы ли они к изменениям налогового законодательства? Это покажет время. Тем более, что изменения несут в себе все-таки положительные моменты для плательщиков.
- Да, Закон Алтайского края о патентной системе налогообложения принят. И теперь налогоплательщики - индивидуальные предприниматели - могут выбрать ее для дальнейшей деятельности. Говорить о том, что установленный ПВГД для расчета патента завышен, сегодня некорректно и несвоевременно.
- Во-первых, потому что закон принимался для плательщиков всего края. И сразу предусмотреть в нем корректировку потенциального дохода в зависимости от фактических условий ведения предпринимательской деятельности никак невозможно. Тем более, что и НК РФ это не предусмотрено.
Во-вторых, переход на патент абсолютно добровольный, и если сумма патента кого-то не устраивает, то можно продолжить применять ЕНВД или перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН). Тут ведь нет никаких обязательств. Более того, патент можно купить, примеру, на месяц и попробовать поработать на этой системе, оценить ее плюсы и минусы. Даже отчетности не нужно никакой предоставлять.
Конечно, при применении нового закона всегда возникает множество вопросов и проблем. Вспомните хотя бы, как были введены новые системы налогообложения ЕНВД, УСН и ЕСХН. Сколько возникало тогда вопросов и трудностей! Однако, время прошло, и данные системы стали понятными и востребованными среди налогоплательщиков. Тысячи индивидуальных предпринимателей применяют сегодня УСН и ЕСХН. Поэтому я не сомневаюсь в том, что пройдет время, и патентная система станет популярной.
- При оценке краевого бюджета на перспективу учитываются основные направления бюджетной и налоговой политики, изменения законодательства, предполагаемые к введению в действие с 1 января очередного финансового года. Прежде всего, такая оценка основывается на прогнозе показателей социально-экономического развития региона, сформированных на плановый период.
При этом следует отметить, что на сегодняшний день показатели социально-экономического развития края, на основе которых составлен проект бюджета, отражают реальные экономические процессы в регионе. Они учитывают рост промышленного производства, сложившийся в крае, уровень заработной платы и рост фонда оплаты труда, финансовые результаты субъектов хозяйственной деятельности и пр.
- На самом деле еще по итогам 2011 года в нашем крае налоговая составляющая доходов консолидированного краевого бюджета составила почти 77%. К примеру, финансовые поступления, администрируемые ФНС России, составляют около 60% консолидированного бюджета страны.
Положительная динамика налоговых поступлений сохраняется. По отдельным видам налогов темпы роста в текущем году складывались выше среднероссийских показателей и выше, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. Так, за девять месяцев текущего года темп роста поступлений НДФЛ в Алтайском крае составил 116%, по России и СФО – 114%. То есть, вы видите, что достаточно успешно идет администрирование по этому виду налога. А он в структуре налоговых поступлений занимает весомую часть.
По налоговым спецрежимам, на которых в основном работает малый бизнес, у нас также есть положительный результат - 122%. Это говорит о том, что он развивается. Хотя предприниматели постоянно жалуются на большую налоговую нагрузку, но в тоже время увеличивают платежи в бюджет. Налоги со спецрежимов, как вы знаете, поступают в местные бюджеты.
- Динамика по сбору налогов за 10 месяцев текущего года на территории края составила 107%. При этом следует отметить, что существенное влияние на этот результат оказывают три крупнейших плательщика – "Алтайвагон", "Кузбассэнерго" и "Алтай-кокс". Но здесь есть определенный нюанс. Дело в том, что два из этих предприятий администрируются в межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим плательщикам, а "Алтай-кокс" вошел в группу консолидированных налогоплательщиков и в соответствии с законодательством перестал уплачивать налог на прибыль в федеральный бюджет на территории края.
Без учета поступлений по налогоплательщикам, администрируемым межрегиональными ИФНС России, поступления увеличились на 10,4%. При этом структура налоговых поступлений изменилась незначительно. НДФЛ по-прежнему составляет 31%, НДС – 18%, увеличилась доля акцизов на 1% и составила 8%. Сокращение удельного веса налога на прибыль с 21% до 18% обусловлено изменением налогового законодательства. Речь идет о создании консолидированных групп налогоплательщиков.
- Вопрос очень непростой и состоит из нескольких частей. Что касается задолженности, то хотелось бы отметить, что всего лишь два года назад мы имели ее почти в два раза выше – на уровне 25 млрд. рублей. Поэтому объем в 13 млрд., на мой взгляд, уже нельзя оценивать как "критичный". Более того, по итогам девяти месяцев текущего года среди 12 Управлений ФНС России по субъектам, входящим в состав Сибирского федерального округа, наш край лидирует по темпу снижения задолженности. Он составляет порядка 15% или 2,5 млрд. рублей.
Далее. Не соглашусь с вами в том, что задолженность предприятий-банкротов невозможна к взысканию. Вероятно, вам известно, что ФНС России является представителем государства в делах о банкротстве, и одной из наших задач является "обеспечение полноты удовлетворения требований в делах о банкротстве". На сегодня эффективность участия налоговиков в делах о банкротстве оценивается на уровне 6%. От банкротов в бюджет поступило с начала года 260 млн. рублей.
- Точнее сказать, у нас не возникает вопроса, что делать с задолженностью – мы ее взыскиваем. Только от взыскания долгов по налогам в бюджет поступило 1,7 млрд. рублей. Другое дело, что процедура взыскания регламентирована, и от момента возникновения задолженности до ее фактического взыскания проходит определенный промежуток времени. В составе 13 млрд. рублей задолженности существенную часть составляют долги с очень давними сроками, а порядка 5 млрд. рублей - это задолженность текущего года, которая сложилась как в результате выявления нарушений при проверках, так и в связи с неуплатой по представленным плательщиками налоговым декларациям. То есть – все меры к урегулированию этих долгов нами будут приниматься в этом и будущем году.
- Нет. В работе по сокращению налоговой задолженности наша задача останется традиционной – снижение ее объема, в том числе за счет эффективного взыскания. В следующем году хотелось бы, чтобы в Алтайском крае появились на практике случаи предоставления отсрочек, рассрочек по уплате налогов. Налоговым законодательством предусмотрена такая возможность. Нашим управлением и инспекциями края активно проводится разъяснительная работа, но число обращений от налогоплательщиков пока незначительно.
Что касается возбуждения уголовных дел, то налоговыми органами за шесть месяцев этого года было направлено 44 материала по неуплате налогов, общая сумма – 691 млн. рублей. Кроме того, на 1 января находилось в следственных органах еще 11 дел на сумму 276 млн. Мы направляем дела! Но прерогатива возбуждения либо отказа в возбуждении уголовного дела – у следственных органов. Также мы передаем определенную информацию в правоохранительные органы (за шесть месяцев – 51). Это касается предприятий-банкротов, незаконной регистрации юрлиц и т.д. А возбуждено на 1 июля всего три дела.
В налоговом кодексе указаны критерии, при которых мы обязаны передавать дела в следственные органы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Так, по неуплате налогов у физлиц - от 600 тыс. рублей и выше, у юрлиц - более 2 млн. По другим статьям - как то, "незаконное возмещение НДС", "незаконная регистрация", "фиктивное банкротство" и т.д. - мы информируем о нарушении закона органы полиции (ст. 82 НКРФ).
- Основными участниками агропромышленной группы "Изумрудная страна" являются сельхозтоваропроизводители, занятые в сфере производства сельхозпродукции, продуктов ее переработки, в сфере торговли и других отраслях. В связи с этим довольно остро сейчас стоит вопрос о мобилизации налоговых поступлений в бюджеты муниципальных образований, на территории которых такие участники осуществляют деятельность. На сегодняшний день имеются случаи сокращения налоговых поступлений, например в Каменском и Немецком районах. Складывается отрицательная динамика поступлений НДФЛ, налога на прибыль организаций, возрастает сумма задолженности по предприятиям, вошедшим в группу "Изумрудная страна". Однако налоговые поступления в целом по краю сохраняют положительную динамику.
- Одним из применяемых налогоплательщиками способов получения необоснованной налоговой выгоды является "дробление" бизнеса с применением налоговых спецрежимов. В свое время они были введены для стимулирования мелкого и среднего предпринимательства. Поэтому по результатам проводимого нами анализа деятельности налогоплательщика и выявления признаков дробления проводится выездной контроль. По результатам 2011 года было доначислено около 100 млн. рублей налоговых платежей. За девять месяцев текущего года - 67 млн. рублей. Обжаловано налогоплательщиками 60% доначислений с применением таких схем, из которых 32% удовлетворено судами и управлением. Можно отметить положительные тенденции в этой работе. Ряд налогоплательщиков, занимающихся торговлей, самостоятельно перешли на общую систему налогообложения, что, конечно же, не могло не оказать влияние на поступления налогов в бюджеты всех уровней.
- Одним из перспективных направлений, способных обеспечить рост показателей экономики края, в том числе налоговых поступлений, является туризм. Хотя при всей динамичности развития его удельный вес в общекраевых поступлениях незначителен. Но не стоит забывать, что туризм – это и транспортные услуги, и сфера торговли, и так называемый общепит.
Безусловно, развитие туризма в крае связано с реализацией таких крупных проектов, как "Бирюзовая Катунь" и "Сибирская Монета". Учитывая, что они рассчитаны на многолетнюю перспективу, основной приток налоговых поступлений ожидаем после ввода новых объектов в эксплуатацию. Отдельно хотелось бы отметить мероприятия, проводимые администрацией края по поддержке и развитию "сельского туризма". Данное направление очень значимо для формирования доходной части бюджетов муниципальных образований.
- Действительно с января 2013 года произойдет существенное сокращение численности работников налоговых органов края. Происходит это в рамках третьего этапа оптимизации численности федеральных государственных органов. Станет ли при этом сложнее работать? Конечно, станет, поскольку объем возложенных на нас функций почти не изменится. Вместе с тем, оптимизация численности – это объективный процесс, и наше управление сумеет организовать работу территориальных органов по выполнению возложенных задач по наполнению бюджета и качественному обслуживанию налогоплательщиков.
1 ноября завершилась кампания по уплате имущественных налогов - на транспорт, землю и недвижимость. В Алтайском крае было собрано 6,56 млрд. рублей или 92% от запланированного объема. В территориальном управлении ФНС полагают, что до конца года эта сумма в силу различных причин вырастет до 7,2 млрд. рублей.
В то же время ФНС России сообщила, что активно развивается оплата налоговой задолженности через Интернет. С начала года через всемирную паутину в бюджетную систему страны поступил 481 млн. рублей. Оплата ведется через сети банков-партнеров, с которыми ФНС заключила соглашение. Пока речь идет о 12 кредитных организациях. Среди них – "Сбербанк", "Киви-банк", "Газпромбанк", "ВТБ 24", "Промсвязьбанк" и другие.