декабрь 4, 2012
15 ноября сразу после окончания съезда "ОПОРы России", на котором ее президентом был избран Александр Бречалов, представители организации были приняты президентом страны. Свое мнение по этому поводу высказал эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Владимир Володин.
Встреча проходила по стандартному сценарию: бизнес жаловался, президент успокаивал и обещал. Владимир Путин заявил, что количество малых и средних предприятий в стране растет, хотя этот уровень далек от того, который должен бы быть.
В ответ только что сдавший президентский пост "ОПОРы" и ставший главой ее попечительского совета Сергей Борисов посетовал на то, что местные власти не особо заинтересованы в развитии малого бизнеса и в тех сферах, где бы мог успешно работать, напротив, он испытывает жесткую конкуренцию со стороны МУПов. Так, по словам Сергея Ренатовича, 24 тыс. МУПов задействованы в сфере недвижимости, оптово-розничной торговли, где с успехом могли бы трудиться частники. "Хорошо, если бы МУПы открывались в тех сферах, куда бизнес не идет", — предложил Борисов.
Увы, не было на встрече руководителя ФАС Игоря Артемьева, чтобы объяснить, что предложение Сергея Ренатовича противоречит закону о конкуренции, поскольку речь идет о недопущении потенциальных конкурентов на рынок. Правда, исполнительная власть на местах особенно успешно практикует именно такую политику, но представители предпринимательства в данном случае тоже хотели бы нарушить закон.
Выступил и новый президент "ОПОРы" Бречалов. Он предложил заинтересовать глав городов и районов поддерживать и развивать малый бизнес, оставив все налоговые поступления от него в муниципалитетах. С точки зрения построенной вертикали власти автор такого предложения должен быть признан "бунтовщиком хуже Пугачева": чиновничья вертикаль на том и стоит, что нижестоящее начальство должно большей частью кормиться с рук начальства вышестоящего. Передача сколь-нибудь значительных налоговых поступлений с верхней ступени лестницы на нижнюю — практически призыв к революции, так как может в итоге обрушить всю систему.
Кроме того, Бречалов явно запамятовал, что власть чиновникам, местным ли, региональным ли, дается, как говорили в давние времена, "в кормление". А потому не стоит надеяться, что перевод из одного бюджета в другой официально приходящих налогов умерит аппетиты тех, кто привык кормиться с подведомственного малого и среднего бизнеса.
Особое внимание глава государства уделил финансовым вопросам. Он предложил расширить меры поддержки кредитования малого и среднего бизнеса, которых сейчас, по его мнению, явно недостаточно. "Если мы ставим задачу создать 25 млн. новых или модернизированных рабочих мест прежде всего в инновационной сфере, то тогда все заинтересованы, чтобы малый и средний бизнес развивался по этому генеральному для нас инновационному направлению", — заявил Владимир Путин. Однако около 40% представителей малого и среднего бизнеса до сих пор работают в сфере торговли, где с кредитами проблем куда меньше. Именно поэтому поддержка кредитования малого и среднего бизнеса, который намерен посвятить себя инновациям, была бы весьма кстати.
Разумеется, то, что сказал президент, правильно и справедливо. Но не менее правильно и то, чего он не отметил. 40% торгового бизнеса — это, разумеется, очень много, но для того самого высокотехнологичного и инновационного бизнеса, за развитие которого ратует Путин, нужны другая бизнес-среда, другие условия существования предпринимателей.
Это уличные торговцы работают, трясясь от мысли, что завтра их палатку могут снести без объяснения причин, а весь товар забрать и увезти в неизвестном направлении. Потенциальные биллы гейтсы и стивы джобсы так работать не могут. Высокотехнологичный бизнес не выживает в условиях, когда сотрудники правоохранительных органов берут в пример полицмейстера из гоголевских "Мертвых душ", который заходил в купеческие лавки, как к себе домой.
Конечно, Путин хочет, чтобы малый и средний бизнес в России развивался и вклад его в экономику страны достиг 50, а то и 60%. Однако самая серьезная помощь с его стороны — не перераспределение налогов и не забота о кредитах для предпринимателей. Бизнес необходимо освободить от жесткого административного пресса, от постоянных поборов, от коррумпированных чиновников. Но, к сожалению, на встрече руководителей "ОПОРы" с президентом эта тема как-то не прозвучала.