ноябрь 12, 2002
В ноябрьские праздники корреспондент "МА" навестила самую старую жительницу планеты! Символично, что она встречает пятую старость в самом молодом городе Алтая - Заринске. Жительнице Заринска Пелагее Осиповне Закурдаевой идет уже 117-й год! Это, безусловно, новая строчка в Книгу рекордов Гиннесса.
Эта уникальная старушка, родившаяся в селе Старая Барда Красногорского района захватила в своей жизни три века. Она пережила царя, Ленина, Сталина и прочих советских правителей. Кроме того еще и четырех мужей. Над старинной железной кроватью с набалдашниками висят несколько портретов: вот Пелагея с одним мужем, вот с другим. Слабы все-таки мужики...
Она родилась 6 июня 1886 года! Когда смотришь на эту дату в паспорте, даже мурашки бегут по коже. Но это не опечатка смутных времен, не ошибка какого-нибудь партизанского писаря. Все метрики верны!
Пелагея родилась в день рождения Пушкина. Если бы не было роковой дуэли, великий поэт с его мощным африканским здоровьем мог бы, пожалуй, и дожить до года рождения Поли. Каких-то 87 лет ему было бы. Это "семечки" для нашей долгожительницы. Кстати, рожденная в день рождения поэта очень любит говорить прибаутками.
К примеру, когда убегом выходила замуж, заявила: "Раз нашла молодца, меняй на мать да отца". Долго мать потом ей этого не прощала. 7 ноября 1917 года Пелагее было уже за тридцать. В то время муж ее сестры вернулся из Питера в шелковых портянках. Увидев их, сестрица Пелагеи всплеснула руками и побежала с ними к корыту. А после стирки повязала себе на шею - шибко красивый был шелк. Зять рассказал, что портянки для солдат были сделаны из штор, сорванных с окон Зимнего.
Время предреволюционное Осиповна вспоминает как очень хорошее: "Скотины было много, молоко как воду пили".
А вот революции Поля не очень сильно обрадовалась: "Как стали меняться белые, красные, шуму было, Господи! Люди свое добро под землю закапывали".
На первом месте для Пелагеи Осиповны праздники церковные. Напротив ее кровати, на старинном комоде, стоят икона и святое распятие. Хотя и 7 ноября она всегда отмечала. Еще не так давно и в пляс пускалась, и частушки пела. И всегда выпивает по 70 граммов крепенького. При этом не закусывает. Утрет рукавом губы - и все. Пиво не любит, называет "сакой".
Нынче с крепеньким Осиповна на седьмое чуть переборщила. Выпила больше стопочки. Развеселилась, хотела снова в пляс пуститься. Потому, когда мы приехали к ней с подарком, старушка чуть болела с похмелья. Запивала сушнячок сладенькой водичкой. Сладкое баба Поля обожает. Ее племянница, Лидия Осиповна, которой самой уже за семьдесят, ублажает тетку сладкими кашами. Осиповна просит подсластить даже лапшу. Кто сказал, что старость не сладость? Поэтому нашим конфетам бабуля обрадовалась, как ребенок. Увидев гостей, повязала белоснежный платок. Баба Поля, по словам племянницы, очень чистоплотная. Сама моет за собой посуду, сама стирает! Сама моется в ванной. Причем, по словам племянницы, "моется крядучи", то есть украдкой.
И всегда норовит помочь. Когда ей было уже за сто, ее еще возили "домовничать" к больному племяннику. Потом добрейшая Лидия Осиповна и его перевезла к себе. Баба Поля кормила его с ложечки.
В прошлом году Осиповну возили на праздник города. День был теплый и солнечный. Пелагея Осиповна с большим удовольствием вспоминает концерт, который смотрела, сидя на деревянной лавочке.
Любит бабуля и телевизор. Каждый день после завтрака, который заканчивается очень сладким чаем, старушка-птичка садится на стул смотреть кино. Когда начинается реклама каких-нибудь лекарств, старушка тихо хихикает. За все свои 116 лет она съела две таблетки. На болезни никогда не жаловалась. Несмотря на то, что жизнью барской не жила. Вкалывала и на поле, и на ферме.
- Когда она жила в Узбекистане, у них была целая бригада старушек, которых приглашали на похороны молиться за покойника, - рассказывает племянница. - Наша бабка была там в первых рядах. На похороны-то их увозили, а обратно часто пешком - и ничего. Это ведь ей уж 99 было. Как-то принесла одеяло с покойника. Мы ей говорим: "Да ты что, заболеешь, может, не надо?" А она в ответ: "Это вы думаете о болезнях, поэтому болеете..."
После ужина Пелагея Осиповна молится Богу и ложится спать. Бессонницей, как многие старушки, не страдает. И в ее комнате совсем нет болезненного запаха старости, который для молодых пугающ и невыносим.
Так держать, старушка-молодушка! Вы даете фору нашему хилому поколению!