декабрь 14, 2012
– А вот может у вас прокурор с судьей в перерыве вопрос решить? А почему у вас в зале заседаний нет клетки? Что, прямо так без наручников и сидят?
На минуту на лице американского федерального судьи Тома Варлана появляется недоумение. Он явно не понимает, почему мы его об этом спрашиваем. Ведь судья здесь никогда не вынесет приговор просто потому, что кто-то так попросил. А подсудимый, даже если он обвиняется в убийстве, не может сидеть в клетке – ведь тогда присяжные уже подсознательно будут думать, что он виновен.
Это самое интересное: наблюдать, как американцы реагируют на вопросы о неизвестных им, но хорошо знакомых нам явлениях. Мэр двухсоттысячного города Ноксвилл Мэделин Роджеро не понимает, как можно сначала построить здание в центре города, а уже потом получить на это разрешение и составить проект. А бывшему вашингтонскому лоббисту несколько раз приходится уточнять наш вопрос про схему финансирования его работы – он не понимает, что может получить деньги напрямую от какой-то компании.
Но если вы думаете, что я буду хвалить Америку и ставить в пример, то ошибаетесь. Потому что даже вполне благополучные американцы ненавидят свое правительство куда сильнее некоторых наших оппозиционеров.. Одни – за огромный долг страны и высокую безработицу. Вторые – за неоправданные надежды. Третьих нервирует грядущая отмена налоговых льгот. А жизнь и так дорожает: "В прошлом месяце отдали 300 долларов за электричество, 1 000 – за детский сад, а на днях за элементарный вызов "скорой помощи" выкатили счет в 850 долларов". Наконец, есть те, кто критикует власти за то, что те слишком рано вывели войска из Ирака и Афганистана, так и не построив там демократию.
Кстати, демократия и в самих Штатах тоже не всегда зрелая: на выборы в США регистрируется только 50%, из них на участки приходят лишь 65–70% . И точно так же, как у нас, многие не считают, что их голос может на что-то повлиять. И в лучшее здесь тоже верят не все – "скоро наша экономика рухнет и мы будем жить хуже нынешних греков".
Почему тогда они все еще свехдержава, а мы – уже нет? Американский урок для России можно определить так: люди здесь лучше понимают, что и зачем они делают, и в своем поведении чаще руководствуются не эгоизмом, а здравым смыслом.
– Почему ты едешь всего 15 миль в час? У вас настолько большие штрафы?
В очередной раз я вижу недоумение. Дантист Ларри, сидящий за рулем, явно не понимает, как может быть иначе. Он объясняет, что, по-русски говоря, надо быть полным придурком, чтобы лететь мимо идущих в школу детей. И для понимания этого людям совершенно не важно, как звучит фамилия их президента: Обама, Ромни или Путин.