декабрь 14, 2012
30 ноября делегация алтайского технического университета вернулась из Англии. Специалисты Оксфорда и Кембриджа делились с сотрудниками нашего "политеха" опытом инновационной деятельности и развитием науки ради бизнеса. Об особенностях английского высшего образования и взаимодействии университетов с бизнес-структурами altapress.ru рассказали Лев Коршунов, президент вуза, и Елена Ананьева, главный специалист научно-инновационного управления АлтГТУ.
Англичане знакомили нас со спецификой организации высшего образования своей страны. Я заострю внимание на инновационной деятельности вузов, как проходят этапы от рождения идеи до реализации ее в некий продукт. Если честно, нового мы увидели мало. "Политех" настойчиво идет в этом направлении: точно такие же структуры созданы у нас. Лет пять–семь назад, это было бы для нас новым, сейчас мы уже сами дошли своим российским, точнее, своим политехническим умом.
Чем принципиально отличается их образовательная система? Вот, например, Оксфорд коммерчески связан с такими крупнейшими и известными во всем мире компаниями, как "Honda", "BMW". Эти компании дают университету определенные технические задания, которые он выполняет. Я считаю это принципиальным отличием. Государство и вся система высшего образования Англии это и поддерживает и приветствует. В конечном счете, это приносит финансовые ресурсы студентам, преподавателям и университетам.
Мы движемся в этом направлении, но постоянно думаем, каким образом ряд существующих законов, которые достаточно серьезно ограничивают свободную коммерческую деятельность предприятий, не нарушить. В Британии эти взаимоотношения урегулированы законодательно. Они более свободны, чем мы. Сегодня наш технический университет, если он хочет выжить, вынужден двигаться в рамках тех программ, которые необходимы Алтайскому краю и государству.
Если раньше делался акцент на образовательные вещи, то сейчас мы понимаем, что наряду с образовательной должна работать научная деятельность. Потому что без этого ничего не будет. Должны быть педагоги, которые умеют не только читать лекции, но и решать поставленные государством и субъектом задачи и одновременно с этим рождать эти идеи. Если раньше между рождением идеи и внедрением ее в производство стояло государство, потому что оно было работодателем, то сейчас эта связь нарушилась. Предприятия работают на себя. После поездки в Англию мы еще раз убеждаемся, что нужна специальная структура в вузе, которая инициирует инновационную работу, выявляет одаренных ученых, оказывает консалтинговые услуги.
В Великобритании образование более специализировано, они формируют определенный набор профессиональных компетенций у выпускника, направленных на конкретный вид деятельности. Это другой подход. Профессора из Англии отметили, что у нас многие идут учиться ради получения диплома. У их студентов мотивация другая: они идут ради получения знаний, которые впоследствии они могут конвертировать в деньги: в свой личный доход, доход вуза. Все студенты уже со второго курса начинают заниматься инновационной деятельностью, выполняют небольшие заказы заинтересованных компаний.
Например, компания делает заказ университету, формируется рабочая группа из студентов, тьюторов, профессоров и они решают эти задачи, которые идут у них как курсовые проекты, как научные разработки. Фактически, они уже проходят практику на этом предприятии и к окончанию университета точно знают, где они будут работать. Правительство Великобритании финансирует вузы только на 25,7%, все остальное вуз зарабатывает самостоятельно. В их системе высшего образования есть два главных положения: сделать успешными себя, свое окружение и принести благо обществу.
Какие-то подвижки у нас в этом направлении, безусловно, есть, мы ищем предприятия, ищем заказы. Конечно, и у нас, если мы выигрываем какой-то проект, студенты тоже получают деньги за свою работу. Если вычленять элементы системы, то они у нас все присутствуют. Но у нас масштабы не те и иная специфика региона, государства. Если сейчас собрать предприятия города, муниципалитеты и спросить какие проблемы у них есть, проблем обнаружится огромное количество. Мы готовы их решать, но далеко не все предприятия готовы за это платить. Наши потенциальные заказчики не готовы к такой системе работы. Возможности есть, потенциал есть, но взаимодействия пока нет. Необходим перелом мышления.
В ходе визита в Оксфорд была достигнута устная договоренность с доктором Тулуй Ибисек и господином Робертом Паркером, советником по образованию университета Великобритании о том, что в ближайшее время мы представим им на рассмотрение свои проекты, если они их заинтересуют, они готовы организовать совместную конференцию в Англии за их счет. С Рязанью такой проект уже реализован. Нам есть о чем говорить вместе и что предложить друг другу.
17% всех высокотехнологичных компаний Великобритании – это компании, вышедшие из стен университетов.