декабрь 14, 2012
Архитяжелым был уходящий год в сельском хозяйстве: такой засухи в Сибири не было последние 30–40 лет, говорят эксперты. Однако те, кто работает в сельском хозяйстве, по природе своей, как правило, оптимисты – это и показал наш опрос руководителей коллективных и фермерских хозяйств Алтайского края.
Дмитрий Кудрявцев
Вопросы, которые мы задали аграриям?
1. В плане производства год был очень насыщенным и интересным. Если говорить об экономических итогах, то тут все грустно. Засуха нас затронула очень серьезно.
2. Все, что мы задумали на 2012 год, удалось реализовать на 98 процентов и даже, может быть, больше. Планировали развиваться, строить – все это удалось. Свинокомплекс – это наш главный проект: он запущен в эксплуатацию, на откорме сегодня порядка пяти тысяч голов, и здесь все идет нормально. Начинаем осваивать и другую профессию: учимся торговать свининой. Пессимизма у нас нет – его в сельском хозяйстве и быть не должно.
3. Во-первых, продолжим то, что начали в этом году. Во-вторых, планируем осваивать новую отрасль: комбикормовое производство. Это очень важно не только для нас, но и для других хозяйств района. Уже закончили проектирование комбикормового завода, сейчас обсуждаем вопрос финансирования с банком. Останавливаться нельзя.
1. С экономической точки зрения год был очень тяжким. Засуха была вроде и небольшая, но урожайность оказалась в два-три раза меньше. Яровая пшеница взошла хорошо, но у нас ее было мало. Озимая пшеница взошла, колос огромный, но... пустой! А овес погорел, хотя вроде бы все технологии мы выдерживали.
2. Осваивали новые культуры: рапс и подсолнечник.
3. Все будет зависеть от государства. Что могу сказать? Конечно, все посеем и уберем. Если в 1990-е годы страну не подвели, то сейчас и подавно. Тем более что сейчас со мною трое детей, и они еще троих с собой привезли – в основном-то они теперь и работают.
1. С учетом достаточно жесткой засухи результаты, близкие к отличным, мы смогли получить максимальный результат: пшеница – семь центнеров с гектара, семечка – немного больше восьми, кукуруза на силос – 150, кукуруза на зерно – 20. Отлично.
2. Мы начали с самодельного стрип-тилл-культиватора (стрип-тилл – полосная обработка почвы). Мой брат-инженер с моим сыном, тоже инженером, из культиватора ППШ сделали этот культиватор – склепали на коленках. Поработали прошлой осенью, весной посеяли по полосам подсолнечник и кукурузу. Но это были эксперименты. А в этом году в том числе с учетом наших экспериментов наши немецкие братья из фирмы Amazone, взяв сеялку, отрезав от нее все лишнее, оставив только бункер для внесения удобрений и "прилепив" на эту сеялку лапки для стриптилловского культиватора, предоставили такое орудие нам. Мы с ним отработали. Они, правда, обязали нас купить сложные удобрения, которые мы и внесли в почву.
Кроме того, в этом году мы заложили кукурузу на фураж по особой технологии. А еще осенью восстановили разграбленный орошаемый участок 130 гектаров, сделали пробный полив – будем продолжать работу в этом направлении...
10 августа в нашем хозяйстве прошел краевой семинар "Перспективные сорта и гибриды подсолнечника, кукурузы и зерновых культур. Технология их возделывания", все его участники смогли увидеть результаты наших экспериментов. Так, на опытных участках были посеяны различные гибридные сорта, гибрид кукурузы дал урожайность 62 центнера зерна с гектара.
3. Система "стрип-тилл" с внесением сложных удобрений – задумка под 2013 год. Будем продолжать работать с орошением, используя интенсивные технологии и гибридные сорта. Рассчитываем получить на орошении урожайность... ну, не буду загадывать.
1. Год был самый сложный за всю мою 40-летнюю работу в сельском хозяйстве. Несколько факторов дали синергетический эффект. Впервые за 20 с лишним лет самостоятельного бизнеса я набрал кредитов больше, чем когда-либо, и получил урожай меньше, чем когда-либо. Тем не менее часть кредитов мы погасили и продолжаем гасить. Есть задолженность по долгосрочному кредиту, но, предполагая такую ситуацию, мы заключили такой договор, который предусматривает гашение основной части тела кредита в 2014 году. А сейчас гасим, главным образом, проценты. Есть долги по ядохимикатам, но я еще летом написал письмо поставщику с просьбой отсрочить платежи до урожая 2013 года. От трактора, который пришел нам по договору лизинга в июне, пришлось отказаться: мы его вернули в "Росагролизинг", он даже в поле не вышел. Сейчас пытаемся каждую копейку поймать, семечку раскалибровываем – мелкую отдельно, среднюю отдельно, крупную отдельно.
2. В этом году никаких новинок не применяли. Думали переходить на нулевую технологию, но пока не готовы.
3. Надо пережить этот трудный год. Конечно, жизнь продолжается. Есть проблемы с семенами пшеницы – что делать? Посеем, сколько есть. Посеем просо, подсолнечника побольше. Словом, будем работать.
1. Год, конечно, был тяжеловатым. Но зато наше хозяйство получило сертификат социально ответственного работодателя Алтайского края (в сельскохозяйственной отрасли такие сертификаты выдают, в частности, работодателям с уровнем средней месячной заработной платы более 10 тыс. рублей. – Прим. ред.).
2. Обновили машинно-тракторный парк – приобрели трактор КамАЗ.
3. В 2013 году надеемся, конечно, на лучшее. Цены на гречиху в этом году низкие, а гречиха у нас основная культура (хотя, конечно, выращиваем и овес, и горох, и пшеницу – всего понемногу). Хотелось бы, чтобы цены были повыше и стабильные в течение всего периода работы. Поскольку технику и оборудование мы обновили в течение последних пяти лет, каких-либо новых закупок пока не планируем – возможно, только для подработки зерна. Как бы то ни было, мы оптимисты.
1. Есть, как вы знаете, четыре оценки: неуд, удовлетворительно, хорошо, отлично. Мы вот сработали, скорее, на удовлетворительно. Мы расположены в предгорной зоне и пшеницей (на которую цены сейчас неплохие) не занимаемся. Основная крупяная культура в районе гречиха, стоит она восемь рублей за килограмм, а при соблюдении всех технологий гречиха дает всего 15–20 центнеров с гектара. Плюс в районе вдвое увеличили плату за землю сельхозназначения. Льготные ГСМ мы, конечно, получили, это хорошо. Но они были всего на два рубля дешевле, чем на рынке, а отчитываться за них приходится каждый квартал.
2. Сделали то, что запланировали: приобрели импортную уборочную технику. Сейчас пытаемся разобраться с выплатой кредитов.
3. Рассчитываем продолжить переоборудование. Но все это трудно. На нашу продукцию цены растут незначительно, а техника дорожает быстрее. Как бы то ни было, мы начали это дело еще в 1990-е годы, есть наработки, вложили много средств, так что бросить сельское хозяйство мы не можем.
1. Результаты, я считаю, в нашем хозяйстве нормальные, хотя засуха нас тоже немного затронула.
2. Планы на 2012 годы были большие, но реализовать их не получилось по экономическим причинам. Мы, в частности, хотели расширять животноводство: у нас сейчас есть и молочный, и мясной скот. Было намерение взять новую кормозаготовительную технику. Но наши планы подкорректировала, главным образом, погода.
3. Трудно загадывать что-либо на 2013 год. Надеемся, конечно, на лучшее.
1. В этом году у нас по разным причинам осталось мало земли – посеяли всего 30 гектаров. Я в плане развития сельского хозяйства не самый лучший пример.
2. Развивали направление, которое выбрали два года назад, – переработку (на предприятии "Русь"): занимались пророщенным зерном, из которого делаем хлеб.
3. Продолжим идти в том же направлении. А на имеющихся небольших площадях думаю заняться тыквой.
1. Результаты более или менее неплохие – мы же не в степной зоне работаем, в июле дожди прошли. Выращиваем гречиху и овес. И если на гречиху цены невысокие, то на овес нормальные. Урожайность в этом году и у нас была немного поменьше, но снижение некритическое.
2. Никаких новшеств в уходящем году мы не внедряли.
3. Что будем делать в 2013 году, пока не загадываем – там видно будет. Долгосрочных планов в нынешней ситуации не строим.