март 22, 2006
Каждый год в апреле проходит общегородской субботник, и Барнаул преображается - чистые улицы, прочесанные граблями газоны и свежеокрашенные киоски. Но так бывает только в апреле.Мы рассказывали вам о том, как о столице края отозвался губернатор: грязные улицы, облезшие фасады. Он назвал свое ощущение от города реакцией неофита, а мы, может, привыкли уже. Не замечаем….
Мусорные кучи
На слова губернатора обиделась администрация Центрального района Барнаула. Чиновники предложили нам объехать вместе с ними по самым захламленным объектам района. В этом списке - бывший кинотеатр “Пионер”, главное управление ГО и ЧС по Алтайскому краю, зал игровых автоматов “Лас-Вегас”, небольшой продуктовый магазинчик на улице Партизанской и прибороремонтный завод.
- Мы не так уж и много требуем от собственников помещений, - рассказывает Мария Косицына, главный специалист по благоустройству управления коммунального хозяйства. - Чтобы мусор кучами не валялся да снег на обочинах дорог убирали. Раньше снег и наледь на дорогах не убирали, потому что не могли решить, кто должен это делать. Но 23 декабря 2005 года городская Дума приняла “Правила благоустройства города Барнаула”. Согласно этому документу за магазином или другим заведением закреплена часть дороги до ее средней линии, по длине занимаемого участка, включая середину перекрестка. Если улица с односторонней застройкой, то хозяину здания нужно следить за порядком по всей ширине улицы, включая противоположный тротуар и еще десять метров от него. Как он будет это делать, не важно: наймет дворника, сам возьмет лом, метлу или лопату или заключит договор с обслуживающей организацией. У нас в районе их две - “Дорожник-1” и “Дорожник-2”.
Если весной не очищать обочины, то летом нам снова придется латать дороги. В марте середина проезжей части уже сухая, а по краям - наледь и огромные кучи почерневшего снега. В результате получается желоб, в котором скапливается талая вода. К вечеру она замерзает и “рвет” дорожное покрытие. Асфальт начинает крошиться, и к лету - вот вам, пожалуйста, - ямы да колдобины.
Сбор и вывоз мусора тоже должны производиться не абы как – нужно установить контейнер, заключить договор на вывоз со специализированной организацией или вывозить его самостоятельно, но не в какой-нибудь овраг или на берег Оби, а на городскую свалку в районе мясокомбината. А многие собственники делают из этого большую тайну. Так и отвечают: “Мусор собираем и вывозим. А куда - не ваше дело. Куда надо, туда и вывозим…” Или говорят: “Увезли на свалку”, а сами предъявить документы, которые это подтверждают, не хотят - значит, таких документов наверняка нет, а мусор лежит себе где-нибудь на “стихийной” помойке.
Силы уходят на борьбу
Зал игровых автоматов "Лас-Вегас" тоже не может предъявить документы, которые подтверждали бы, что мусор вывозится на городскую свалку. В информационной системе “Чистого города” данных об этом нет.
- Мы вывозим мусор на свою базу, а уже оттуда на свалку. Там должны быть и квитанции со свалки. Я вообще администратор, об этих делах первый раз слышу, вам с руководителем разговаривать надо.
- Мы были у вас несколько дней назад, просили его пригласить на сегодняшнюю встречу…
- Да я вообще вас первый раз вижу!
Прибороремонтный завод когда-то считался образцовым предприятием Центрального района. В заводском дворе сравнительно чисто, а за забором - снова сугробы. Генеральный директор завода Александр Калинин обещает снег убрать, но пеняет сотрудникам администрации:
- Один ваш специалист как-то приехал ко мне за оплатой по договору в мае, когда снег уже растаял, хотя зимой ничего не делал. Я и вам могу так же сказать: “Приходите с проверкой в мае, снега не будет”. Надо убрать - уберем. Надо мусор вывезти - вывезем.
В здании бывшего кинотеатра “Пионер” разруха достигла апогея. Музыкальное общество Алтайского края, которое располагается в этом здании, состоит в затяжной судебной тяжбе с комитетом по управлению имуществом краевой администрации. Пока побеждает комитет. А у общества все силы и средства сконцентрированы на этой борьбе, поэтому заниматься уборкой территории нет ни денег, ни желания….
Вот такая получилась экскурсия. Но с другой стороны - ведь и собственники помещений могут устроить "рейд" по помойкам, ответственность за которые несет администрация города. И будут они друг с другом бодаться до скончания веков. А нам, горожанам, конечно, очень неприятно жить по уши в грязи. Но мы-то что можем сделать? Взять метлы и выйти вместо дворников на улицы? Но это будет слишком хорошим "подарком" и чиновникам, и нерадивым хозяевам.
“Мы одни не справимся”
Александр Сираш, глава администрации Центрального района:
- Благоустройство района и санитарное поддержание его территории - приоритетные направления в работе администрации. Утвержденные правила благоустройства - это хорошо. Но все мы понимаем, что чистый город - не тот, в котором убирают, а тот, в котором не мусорят.
Протяженность дорог в Центральном районе - 544 километра. Из них на балансе МУП “Дорожник-1” и “Дорожник-2” находится 1435 кв. метров - дорог, тротуаров, площадей, остановок, газонов. Это огромное хозяйство требует на свое содержание немалых средств. На текущее содержание района выделили 15 млн. рублей, хотя нам нужно 25.
Многие руководители понимают наши финансовые сложности и свою территорию содержат в хорошем состоянии. За это им большое спасибо. А вот за остальных обидно. Обидно, что администрация вынуждена, кроме муниципальных предприятий, убирать еще и у “частников”.
Наши просьбы и требования просты: вовремя вывезенный мусор, уборка снега, льда, опрятные газоны и деревья, чистая урна… И обязательно должен быть человек, который отвечает за чистоту и порядок на этой территории. Чтобы горожанам приятно было посмотреть.
Где в Барнауле грязнее всего и кто в этом виноват? Опрос на улице
Клоков Михаил Анатольевич, тренер по лыжным гонкам:
- Район Булыгино. Виновата администрация. Там частный сектор, все вываливают мусор прямо на дорогу, баков мусорных нет, мусор не вывозится. Я там живу и вижу, что вина администрации очевидна: нет возможности или средств для вывозки мусора.
Новокрещенова Валентина Николаевна:
- Даже не знаю. Я живу на улице Никитина, так у нас вроде чисто. Сами жильцы следят за порядком - есть специальный человек, который убирает возле мусорных баков. И машина за мусором регулярно приезжает.
Маргарита Николаевна Лаврова, частный предприниматель:
- Наверное, вокзал - потому что там много приезжих, вот они в этом и виноваты.
Николай Захарович, водитель:
- Улица Челюскинцев, там дорога разбита, никто ее не ремонтирует. Мусора там столько же, сколько и везде. Может быть, даже больше. Виноваты в этом коммунальщики.
Белоусова Ольга Леонидовна, продавец газет:
- Далеко ходить за примерами не надо: грязно у нас на Никитина. “Чистый город” работает очень плохо. Особенно если пройти туда, дальше к церкви. У нас частный сектор, было три контейнера, остался один. Половина “Никитки” и часть Радищева идет к нам, потому что там вообще нет мусорок. Надо еще контейнер поставить. Возле своих домов мы стараемся убирать, но нам некуда мусор складывать.
Елена КЛИШИНА.