Экономика

А помощь здесь тихая

Газета "Ваше дело" уже обращалась к непростой теме "предприниматели и благотворительность" (см. выпуск от 9 апреля 2002 года). Тогда мы пытались выяснить мотивы, побуждающие предпринимателей заниматься благотворительностью, а также пути осуществления поддержки. С тех пор прошло почти два года, но говорить о каких-то серьезных переменах в этой области пока рано. Предприниматели по-прежнему занимаются благотворительной деятельностью в силу своих возможностей, моральных принципов или пытаясь поднять имидж предприятия. Но часто эта работа оказывается не столько не эффективной, а несет с собой массу проблем.

Останавливаться повторно на вопросе, почему предприниматели занимаются благотворительностью, на наш взгляд, сейчас не стоит. Традиции меценатства всегда были сильны в среде алтайского бизнеса, поэтому остается только радоваться, что сейчас они укрепляются. Причем малый бизнес часто откликается на крики о помощи гораздо оперативнее, чем крупные предприятия и организации. Помощь носит самый разнообразный характер - от предоставления продуктов питания до выделения денег. Расходы на благотворительность часто закладываются в бюджет фирмы, поэтому упрекнуть бизнесменов в бездушии сегодня нельзя.

Но предприниматели о своих добропорядочных поступках распространяться не спешат. Часто их помощь носит вообще просто тайный характер. Сотрудница одной из благотворительных организаций рассказала нам, что предприниматели порой особо настаивают на неразглашении своего имени, аргументируя это тем, что помочь всем они просто не в состоянии. А разглашение тайны может привести к ситуации, когда предприятие просто начинают осаждать просьбами дать денег. Татьяна Ларина, индивидуальный предприниматель отметила, что ее стол просто завален кучей писем, а в день порой приходится принимать несколько человек по вопросам благотворительности. "Я готова оказать помощь, но в разумных пределах. Отказать практически не получается, поэтому часто бывает, что сумму, рассчитанную на год, мы тратим в два раза быстрее," - говорит она.

Еще одной проблемой в оказании благотворительной помощи является практически полное отсутствие контроля за тем, как она используется. Требовать отчета по моральным принципам могут немногие меценаты. Хотя благотворительные организации подобную документацию ведут. "Мы считаем это нормальной практикой", - сказала Раиса Федорова, председатель краевого отделения Российского детского фонда. Кто-то из предпринимателей пытается решить проблему собственными силами, отправляясь в конкретные семьи, детские учреждения и на месте выясняя, какого рода помощь нужна. Но из-за плотного рабочего графика такую форму работы могут позволить себе немногие бизнесмены.

Геннадий Малков, президент барнаульского Ротари-клуба, отмечает, что для предпринимателя занятие благотворительностью должно быть выгодным в плане повышения имиджа компании. Но сейчас складывается ситуация, когда занятие это становится "лишним поводом обратиться за деньгами", причем не только на благотворительные цели. Бизнесменов при этом еще и часто упрекают, что они не могут оказать помощь, не принимая во внимание всех причин. Поддержка благотворителей на уровне государства пока больше условная. "Напротив, нам часто ставят препоны, - говорит Геннадий Малков. - Власть не поощряет деятельность предпринимателей в области благотворительства. Раньше это афишировалось в СМИ, выдавались почетные грамоты. Сейчас этого нет".

Выход из этой ситуации предприниматели видят в создании какого-либо контролирующего и координирующего органа, который бы занимался распределением финансовой и иной помощи, а также мог проконтролировать процесс использования денежных средств. Татьяна Ларина считает, что разрешение проблемы кроется в создании центров по разным направлениям благотворительной работы - медицинским, детским. Важно заниматься и распределением предпринимательской поддержки по этим направлениям. В этом случае каждый бизнесмен мог бы знать, кому он может или должен помочь. В этом случае, по мнению Татьяны Лариной, благотворительная деятельность могла бы быть намного эффективнее. Геннадий Малков отмечает, что сейчас необходимо менять отношение к благотворительной деятельности. Она должна быть частью имиджа компании, поднимающей ее престиж. От этого выиграли бы все - и предприниматели, и благотворительные организации, и те, кто сегодня очень нуждается во внимании и поддержке.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость