Экономика

«Алтайский край мы видим основной сырьевой базой»

Бывший барнаулец Михаил ВАСИЛЬЕВ планирует в ближайшие пять лет инвестировать в Алтайский край более 10 млн. евро. На эти деньги «Кузбасский пищекомбинат» собирается построить в Барнауле «неплохое украшение промышленности Алтайского края» в виде производственного комплекса мощностью 40-50 тонн колбасных изделий в месяц и свинокомплекса на 200 тыс. голов. О своих инвестиционных планах, видении конкурентной ситуации на краевом рынке колбасных изделий и взаимоотношениях с сетевой торговлей генеральный директор «Кузбасского пищекомбината» Михаил Васильев рассказал в интервью «ВД».

«Колбаса должна быть вкусной, а не дешевой»

- Почему три года назад ваша компания начала свою региональную экспансию именно с Алтайского края?

- Мы бы не стали называть это экспансией, скорее, естественным расширением рынков сбыта. Экспансия в нашем понимании - что-то такое, что является самоцелью, а расширение для нас не самоцель. Что касается причин, то основная состоит в том, что Барнаул - это мой родной город. На момент выхода нашего комбината на рынок в Барнауле в городе существовало около 35 официально действовавших мини-цехов, которые не могли обеспечить ни качества, ни контроля. Их просто было много. Сначала мы поставляли на Алтай небольшие партии. Мы продвигали самые дорогие продукты, которых на рынке в тот момент просто не было.

- Что изменилось с тех времен?

- Игроков стало меньше. Те цехи, которые не смогли обеспечить нормальное качество продукции, прекратили свою работу. Мы в первую очередь приучили рынок к качественной продукции. Люди поняли, что колбаса должна быть вкусной и качественной, а не дешевой, как это было раньше. Я думаю, что рынок стал больше за счет того, что люди вновь вернулись к такой товарной категории, как колбаса. Есть колбасу стали больше, есть ее стало интересно и вкусно.

- Эта тенденция проявилась за счет вас?

- Она проявилась с нашим приходом на рынок. Может быть, она совпала с тенденцией последних лет.

- Вы считаете себя лидерами рынка?

- В первую очередь об этом нужно спросить у компаний, которые занимаются исследованием рынка. Мы на этот вопрос отвечаем, исходя из цифр, которые имеем. В первую очередь - это данные исследований плюс динамика роста. В октябре мы будем заказывать еще одно исследование рынка независимой компании, и после этого у нас появятся уже подтвержденные цифры. Хотя данные любого маркетингового исследования - это все равно вещь относительно точная. Наша доля рынка в Алтайском крае, по нашим данным, составляет почти 35% рынка.

- Это будет местная компания?

- У вас в Барнауле есть маркетинговые компании, которым можно доверять. Именно с такой компанией мы будем проводить исследование рынка Алтайского края.

- Вы знаете о том, что результаты уже проведенных исследований сегодня оспариваются?

- Для нас исследование - это некий измерительный инструмент, для того чтобы проверить динамику роста. Спорить… (Задумывается.) Если это кому-то интересно, то можем и поспорить. Если завтра будут обнародованы какие-то цифры и они не будут откровенным враньем, то спорить с ними мы не станем.

«В торговых сетях - трезвые и здравомыслящие люди»

- Как у вас складываются отношения с торговыми сетями?

- Ритейлеры стали сильным звеном для производителей. Это факт. Это мировая тенденция, хотим мы того или нет. Как складываются отношения? Это зависит от многих факторов - востребованности продукта на рынке, умения производителя выполнять требования ритейлеров. Иногда требования жесткие, но выполнять их все равно надо, потому что они почти всегда логичны. Поэтому мы работаем со всеми сетями в Барнауле - с кем-то более успешно, с кем-то менее.

- Как вы относитесь к системе платежей за вход на полки торговых сетей?

- Это очень сложная политическая борьба. Тут всегда какие-то договоренности. Но я могу сказать, что в торговых сетях есть трезвые, здравомыслящие люди. Они нам говорят, что им надо расти, пока не «съели» московские сети. А расти можно только за счет нас, производителей. В каких-то случаях мы платим за вход на полки, в каких-то это для нас является почти убийством. Слишком много требований - скидки, отсрочки платежей и т.д.

- Вы делаете ставку именно на сетевую торговлю?

- Ставка делается на всю торговлю, которая обеспечивает качественный сервис при продаже. Некоторые точки на рынках обеспечивают замечательный сервис. Есть маленькие магазины, которые располагаются в хорошем месте и великолепно обслуживают покупателей. Но в дальнейшем, как показывает опыт, значительный объем продаж будут обеспечивать сети.

- Барнаульский рынок является для вашего комбината основным в Алтайском крае?

- Нет, не только он. Для нас удивительно, что растет уровень жизни сельских жителей. Во многих районах люди могут позволить себе хороший продукт. Это для нас приятный сюрприз. Когда мы заходили в районные центры и не очень крупные населенные пункты, то боялись, что у покупателей будет желание купить наш продукт, но они не смогут этого сделать. Время показало, что наши опасения были напрасными. Продажи в районных центрах Алтайского края очень хорошие. У нас сейчас на доставке продукции по краю работают 14 машин.

- Как растет ваша доля рынка в Алтайском крае?

- В зависимости от месяца. Пока мы растем на 5-10% в месяц.

- За счет конкурентов или за счет роста рынка?

- И того, и другого. Однозначно рынок растет. Потребление продуктов мясной группы и особенно деликатесов - это показатель благосостояния людей. Это радует больше всего, потому что хотелось бы, чтобы в России потребляли столько же колбасы, сколько в свое время в Советском Союзе.

«Мясо закупаем по всем каналам»

- Мясо в основном вы покупаете в Алтайском крае?

- Да.

- Какую часть от общего объема закупа?

- Значительную.

- Как вы покупаете мясо? У вас есть бойни или поставщики?

- Мы используем и свои забойные пункты, и пункты партнеров. У вас в крае есть очень много серьезных мясных трейдеров. Мы используем все эти каналы покупок. Общая тенденция сегодня такова, что мяса становится все меньше, в то время как цены на него серьезно растут. Это сильно демотивирует крестьян к увеличению поголовья. Зачем растить больше, если можно продать дороже? Поэтому общее поголовье падает из года в год. Мы поняли, что если ничего не поменяется, то через три-четыре года мяса не будет совсем. Единственный выход - выращивать скот самим.

- Вы объявили о начале строительства в Новокузнецком районе свинокомплекса. Можете рассказать о параметрах этого проекта?

- Это будет комплекс замкнутого цикла с репродуктивным хозяйством по образцу датских компаний. На одной площадке будут выращиваться маленькие поросята, на другой - подросткового возраста, на третьей они будут выращиваться до промышленной свиньи. Здесь будут 3300 свиноматок единовременного содержания. Уже к концу 2007 года планируется, что свинокомплекс выйдет на проектную мощность 500 тонн свинины в месяц. Проект очень дорогой. Только на оборудование уйдет около 5 млн. евро плюс стоимость строений площадью 45 тыс. кв. м.

- Почему вы не рассчитываете на завозное мясо? Очень много мяса, например, в Китае.

- Мы плохо относимся к завозному мясу. Хорошее мясо есть в Дании, Голландии, но оно к нам не попадает. То, которое идет в Россию, называется условно годным сырьем. Тем более - мясо китайское. С Китаем мы не работали, не работаем и не будем работать, потому что ментальность китайцев признает нормальным обман партнера. Нам это не нравится.

- Есть ли альтернатива Алтайскому краю в плане закупа мяса?

- Конечно, есть. Много мяса «выращивается» в Омской области и Красноярском крае. В ближайшие два года огромным потенциалом станет обладать Белгородская область из-за астрономического роста объемов производства. Я знаю, что там в стадии запуска только сейчас находятся четыре огромных свинокомплекса. Но мы мясо предпочитаем покупать на Алтае из соображений патриотизма.

- Новокузнецкий проект закроет две трети потребностей вашего комбината. Повлияет ли это на объемы закупок в Алтайском крае?

- Для начала у нас есть планы по производству на Алтае. Это близкие планы. Если будет получено разрешение властей на строительство производственного комплекса, мы начнем их реализацию уже в этом году. На строительство и ввод в эксплуатацию потребуется 8-10 месяцев. Это немного. Все зависит от решения местных властей.

- Каковы параметры производственного комплекса в Алтайском крае?

- Производительность - 40-50 тонн в сутки. Это порядка 120-140 млн. рублей выручки в месяц при выходе на проектную мощность. Это много. Предполагается трудоустройство около 500 человек. Мы считаем, что это будет хорошим украшением промышленности Алтайского края.

- И все же как изменятся параметры ваших закупок?

- Алтайский край в перспективе мы видим основной сырьевой базой. Потому что на Алтае есть все условия для закупки компонентов для кормов. Это фуражные и прочие зерновые и незерновые культуры. Свинокомплекс, который мы будем строить в Новокузнецке, - это своего рода разминка. Основные ставки мы делаем именно на Алтайский край. Потому что зерно так или иначе,приходится возить оттуда.

- То есть, возможно, вы построите аналогичный свинокомплекс на Алтае?

- Почему - возможно? Это конкретные долгосрочные планы. Новокузнецкий свинокомплекс мы планируем ввести в течение двух лет. Ближе к его запуску мы начнем строить следующий. Это будет в 2006-2007 годах. Свинокомплекс в Алтайском крае будет в два раза больше, чем в Новокузнецке. Потому что производственные мощности последнего закроют только часть наших потребностей. Натренируемся, набьем шишки и тогда будем планировать очень большой проект в Алтайском крае.

«Хотим закрыть все ниши на колбасном и мясном рынках»

- У вас есть бизнес по розничной продаже мяса. Эта политика не экспортируется?

- Почему нет? У нас есть в Кемерове два магазина. В Барнауле обсуждалась возможность открыть такой отдел в крупном супермаркете, но в последний момент владельцы раздумали. Строить свои магазины в наши планы пока не входит.

- Вы говорите, что комбинат растет в месяц на 5-10%. А есть ли у вас прогнозы по дальнейшему росту?

- Нет. Сказать об определенных объемах продаж я не могу. Мы планируем максимально качественно работать с розничной торговлей. Экстенсивный рост в Алтайском крае уже завершен. Начинается интенсивный. Очень сложно угадать, сколько мы будем продавать. Все зависит от покупателя. Мы работаем практически со всеми точками продаж. Новых нет. В этом плане резерв есть только в Бийске.

- Для вас важен ассортиментный ряд продукции?

- Наша политика - принципиально иметь широкий ассортимент, закрыть все ниши. Мы хотим закрыть всю колбасную и околоколбасную линейку, чтобы обеспечить потребителю максимальный выбор в разумных, разумеется, количествах. Это и колбасные, и паштетные группы, и группы сырокопченых продуктов. Мы начали движение к детским продуктам, продуктам для покупателей с ограничениями, диетическим продуктам. Будем действовать в этом направлении, насколько хватит фантазии. И самый лучший путь развития - когда производители не пытаются делать одно и то же, бодаться как два осла, а пытаются идти каждый своей дорогой. Для нас главной задачей оставалось и остается не только расширение ассортимента, но прежде всего удержание высокого уровня качества продукции. Уже сейчас наша компания находится на последней стадии внедрения системы менеджмента качества по международному стандарту ISO-9001, которая станет главным гарантом качества для наших партнеров и покупателей.

Кто такой Михаил Васильев

Михаил Алексеевич Васильев родился в 1973 году в Барнауле. В 1993 году с отличием окончил горно-транспортный техникум. В 1994 году организовал предприятие, занимающееся поставкой мяса и производством колбасы. В 1997 году Михаил Васильев зарегистрировал ЗАО «Кузбасский пищекомбинат». На момент регистрации это был небольшой производственный цех, выпускавший за смену 100-200 кг колбасы четырех видов. В 2002 году Михаил Васильев получил второе высшее образование в Новокузнецком государственном педагогическом институте по специальности «психология». Весной 2005 года завершил обучение в Высшей школе международного бизнеса (ВШМБ) в Москве и прошел краткосрочное обучение в Мюнхенской академии менеджмента. Не женат.

Чем известен «Кузбасский пищекомбинат»

ЗАО «Кузбасский пещекомбинат» было образовано в декабре 1997 года. На тот момент на предприятии работали пять человек и выпускалось четыре вида продукции. В 1999 году компания приступила к строительству собственных боен в Алтайском крае и созданию собственной мясной базы в Барнауле.

В 2004 году ассортимент продукции комбината вырос до 195 наименований. На сегодняшний день по результатам проекта «Лидер продаж» Алтайской ТПП в первом полугодии 2004 года продукция «Кузбасского пищекомбината» по продажам вышла на второе место среди производителей колбас. Доля рынка колбасных изделий "РИКИ" в Барнауле в первом полугодии 2004 года составила 25%, «Кузбасского пищекомбината» - 20%. По собственным данным компании, на сегодняшний день доля рынка «Кузбасского пищекомбината» в Алтайском крае составляет почти 35%, в Новокузнецке эта цифра значительно выше - около 79%, в целом по Кемеровской области около 50%. Динамика роста по объему производства продукции, по оценкам менеджмента комбината, составляет приблизительно 70% в год.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость