Экономика

Автоматизация по-барнаульски

По словам специалистов, не один год занимающихся внедрением бухгалтерских программ на предприятиях города, любой бухгалтер, каким бы "продвинутым" специалистом он ни был, мечтает об одной кнопке, нажав на которую можно получить готовый годовой баланс. К сожалению, подобных высот существующие компьютерные бухгалтерские программы еще не достигли. Да и вряд ли когда-нибудь достигнут. Разработчики предпочитают развивать свои продукты совсем в другом направлении.

Табель о рангах

Автоматизация предприятий началась не сегодня и даже не вчера. На многих крупных заводах отделы АСУ - автоматизированных систем управления - появились еще в 70-х годах прошлого века. Именно в этих отделах нужно искать корни возникновения современных тиражируемых программных продуктов. В большинстве случаев, выходцы именно из них в уже постсоветской России занялись разработкой программного обеспечения для нарождающегося на глазах предпринимательского класса.

По словам специалистов, сегодня по всей России насчитывается несколько сотен разработчиков бухгалтерского программного обеспечения. Одни разработки не выходят за пределы своего региона. Другие приобретают статус общероссийских хитов и находят своих почитателей даже в бывших союзных республиках. Впрочем, в Барнауле нам не удалось найти ни одного разработчика, так что бухгалтеры в Алтайском крае довольствуются программами написанными в других регионах и, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге.

Перечень программ, которые сегодня можно приобрести в нашем городе, довольно широк. И это при том, что рынок, очевидно, насыщен. По косвенным признакам можно оценить долю автоматизированных бухгалтерий приблизительно в 70%. Остальные тридцать, в большинстве своем, это совсем уж мелкие предприниматели, для которых автоматизация пока просто не актуальна. Практически все наши эксперты сошлись во мнении, что лидирующие позиции на рынке занимает продукт "1С: Бухгалтерия". "Продукты компании "1С", если брать их вместе с нелицензионными пиратскими копиями, занимают не менее 70% рынка", считает начальник направления "1С" компании "Байт" Аурика Лагутина. В этом, кстати, Алтайский край мало чем отличается от остальной России. "1С: Бухгалтерию" иногда называют народной программой, что можно было бы принять за банальный рекламный трюк, если бы не независимые исследования. Например, не так давно, специалисты интернет-сайта Monitoring.ru проанализировали около полутора тысяч вакансий на должность бухгалтера. Оказалось, что большинству компаний требуются специалисты со знанием именно этого продукта.

На второе место наши эксперты поставили семейство "БЭСТ", а все остальные бухгалтерские программы определили как "преследователей" фаворитов. Среди них были выделены такие программы, как "Парус", "Турбо-Бухгалтер", "ИнфоБухгалтер", "Инфин-Бухгалтерия".

Тем не менее, продавцы бухгалтерских программ утверждают, что автоматизация только рабочего места бухгалтера - это уже вчерашний день. На первое место сегодня выходят системы, предназначенные для решения более широкого круга задач.

Новые грани автоматизации

Более продвинутые программные продукты, включающие в себя автоматизацию основных "узлов" среднестатистического предприятия - бухгалтерию, склад, отдел кадров, производство - пока еще рано называть товаром устойчивого спроса. И причин здесь несколько. Подобное программное обеспечение стоит довольно дорого. Если не особенно навороченную бухгалтерскую программу можно купить и за 30-50 тысяч рублей, то управленческие решения стоят не менее 200 тысяч рублей, а зарубежные аналоги и того больше - 300-500 тысяч долларов.

Тем не менее, интерес, у предпринимателей к подобным решениям есть. И интерес далеко не праздный. У всех перед глазами опыт крупнейших зарубежных компаний - их успех во многом связан именно с автоматизацией производства. "У компании Toyota складской запас для главного конвеера составляет 40 минут, а у большинства барнаульских производителей нет никакого представления даже о том, что у них в данный момент есть на складе, а что необходимо докупать", - рассказывает заместитель директора корпорации "Юкола" Константин Миллер. Вообще, производственников в компаниях, занимающихся интеграцией управленческих решений, называют "белым пятном на карте автоматизации бизнеса". Более лестных оценок заслужили торговые компании. "В торгующих предприятиях наладить учет гораздо проще. - рассказывает Константин Миллер. - К тому же в торговле уже давно нет сверхдоходов. Здесь дерутся за каждый процент рентабельности. Так что к управленческим решениям подталкивает сама жизнь".

Рассматривая причины отсутствия устойчивого спроса барнаульских предпринимателей на "многогранные" программные продукты, нельзя забывать и о еще одном немаловажном факторе. Серьезную систему недостаточно просто установить на жесткие диски компьютеров. Она нуждается во внедрении, что подразумевает обучение персонала, перестройку отношений на предприятии. Все это, в большинстве случаев, можно смело приравнивать к дополнительно оплачиваемой революции.

Народ против

Первая проблема, с которой в большинстве случаев сталкивается фирма-интегратор - сопротивление со стороны персонала компании. "Очень часто приходится иметь дело с открытым саботажем персонала. Мы работаем непосредственно с конечным пользователем, которому нередко глобальные проблемы предприятия по барабану. Ему главное быстро сдать отчетность, закрыть свой участок работы и все. Внедрение систем требует и профессиональной подготовки бухгалтеров в предметной области. И нередко выясняется, что бухгалтеры, на самом деле таковыми не являются", - рассказывает директор компании "Алтай-Интеллект-Сервис" Алексей Карымов. Учитывая, что успех внедрения системы в большей степени зависит именно от готовности персонала, эта проблема одна из основных.

Другая не менее важная проблема - элементарный бардак, царящий на предприятиях. "Мы ежедневно разгребаем грязное белье бухгалтерий. Это факт. Даже не знаю, как это можно объяснить мягче", - утверждает Алексей Карымов. Согласен с ним и Константин Миллер: "Однажды я пытался автоматизировать не самое маленькое барнаульское предприятие. Однако из этого ничего не вышло. Оказалось, что на его складе даже нет материально ответственного лица. А сам склад только за несколько месяцев до моего прихода был обнесен сеткой-рабицей. Устанавливать управленческую систему в таких условиях - утопия. В результате мы решили ограничиться простой бухгалтерской программой".

Разумеется, приведенные выше случаи являются, в определенном смысле крайностями. Но общую тенденцию они выражают достаточно верно. Многие предприниматели пока не готовы почувствовать на себе все прелести автоматизации. А это уже говорит о низкой конкурентоспособности. Будущее за теми, кто сможет перейти на управленческие системы. Тем, кто не сможет этого сделать в скором времени придется задуматься о своих перспективах - таково общее мнение наших экспертов. Опираясь на мировой опыт, можно сказать, что звучит оно довольно правдоподобно.

Матвей ЭРГАРДТ

Пять советов покупателям бухгалтерских программ

1. К покупке бухгалтерской программы нужно подходить со всей серьезностью. Самый оптимальный вариант - подключение к выбору независимой консалтинговой компании. Подобные фирмы, как правило, не заинтересованы в продвижении того или иного брэнда, а значит, шанс купить именно то, что нужно, многократно возрастает. Необходимо помнить, что в случае неправильного выбора переход на конкурирующий программный продукт будет очень тяжелым. Если же на консультантов решено не тратиться, убедитесь, что программа достаточно популярна, что фирма-производитель постоянно следит за изменениями законодательства и своевременно вносит необходимые исправления и дополнения в свой продукт и выпускает самые разные учебные и методические материалы. Наконец, программа должна просто нравится.

2. В настоящее время среди серьезных разработчиков сложилась практика создания хорошо разветвленных сетей распространения и сервисной поддержки программ. Эти сети могут строиться на различных основах. Это может быть, например, франчайзинговая система. Так же применяется практика авторизации дилеров, реселлеров, сервисных и учебных центров.

Как правило, франчайзинговые договоры, заключаемые между разработчиком и его партнером, включают в себя пункт о необходимости придерживаться рекомендованных разработчиком конечных цен и недопустимости демпинга. Таким образом, если вам предлагают программу по "смешной" цене, - есть повод отнестись к этому предложению с подозрением. Скорее всего, такой поставщик окажется либо случайным на этом рынке, либо злостным нарушителем франчайзингового соглашения, либо просто пиратом, а, следовательно, не будет способен осуществить квалифицированную поддержку, как на этапе внедрения программы, так и в процессе дальнейшей эксплуатации. Тогда в дальнейшем вам придется понести незапланированные и неоправданные расходы при дополнении и модернизации программы и обучении персонала, и, в конце концов, суммарные расходы могут оказаться существенно завышенными.

3. Очень хорошо, если продавец имеет полученный от разработчика сертификат, свидетельствующий о том, что данная фирма является авторизованным дилером, реселлером, дистрибьютером и т.п. Получение фирмой подобного сертификата является высокой оценкой ее работы и говорит о достижении достаточно высокого уровня качества услуг и богатом опыте.

Еще один плюс для потенциального продавца - наличие у него сертифицированных инженеров и специалистов по предлагаемому им программному обеспечению. Наличие квалифицированного персонала - гарантия качественного внедрения и сопровождения системы учета.

4. Самый первый этап - установка приобретенной программы на компьютере. В некоторых случаях это может оказаться довольно сложной проблемой. Первая причина - сложность установки системы защиты программы от копирования. Такие системы встраивают в свои продукты все разработчики для защиты своих интересов. Вторая по распространенности причина - некачественная сборка компьютера или установка на нем нелицензионного ("пиратского") системного программного обеспечения. Многие организации покупают компьютеры подешевле, не прошедшие полный технологический цикл сборки и тестирования. А, как известно, скупой платит дважды.

Еще одним источником проблем при установке программы является большое разнообразие периферийных устройств, особенно принтеров. Разработчики при всем желании не могут протестировать свои продукты с несколькими сотнями моделей печатающих устройств. При покупке программы обязательно проконсультируйтесь у продавца о совместимости приобретаемой вами программы и имеющегося оборудования.

5. В процессе эксплуатации программы могут возникать нештатные ситуации, требующие вмешательства специалистов. Редкая, но очень неприятная ситуация возникает при потере информации вследствие сбоя компьютера. В этом случае восстановить ваши данные может только специалист высокой квалификации, хорошо знающий "внутренности" программы. Вам потребуется помощь и при изменениях законодательства, что происходит в стране довольно часто. Иногда можно ограничиться перенастройкой программы, но часто приходится переходить на более новую версию программы, которую должен предоставить продавец. Перенос ваших данных из старой версии в новую (конвертация данных) является довольно сложной и ответственной операцией, которую рекомендуется доверить специалисту.

Совсем необязательно при возникновении любой проблемы вызывать специалиста. Можно сэкономить деньги, воспользовавшись консультацией по "горячей линии", которую поддерживает каждый продавец программ. Номера телефонов необходимо заранее уточнить у продавца при оформлении покупки. На линии консультаций обязательно присутствуют специалисты высокой квалификации в течение всего рабочего дня, а иногда и в выходные.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость