Монополизм (а речь шла о широком развитии сети магазинов "Мария-Ра"), из-за которого мелким предпринимателям трудно выйти и удержаться на рынке, был признан далеко не единственной проблемой развития торговли в Барнауле. Как объяснила Нина Лизина, председатель комитета по потребительскому рынку и услугам, распределение магазинов в Барнауле крайне неравномерно, и это неудобно для жителей города. Обеспеченность торговыми площадями в Центральном районе города составляет 196,9%, то есть почти вдвое больше существующих нормативов, а в Индустриальном районе - 66,8%, почти вдвое меньше, чем требуется.
Другой проблемой власти считают несоответствие большинства барнаульских рынков современным требованиям. Только 12 из 34 рынков города имеют приспособленные для торговли помещения, на остальных торговля ведется через киоски и лотки. Кроме того, в Барнауле вообще нет крупных оптовых структур, работает лишь множество мелких оптовиков, что ведет к повышению издержек в торговле и росту цен.
Администрация Барнаула, являвшаяся главным разработчиком концепции, предложила вполне совместимые с рынком инструменты решения этих проблем - по крайней мере, на словах. Среди них:
- конкурсное распределение площадок для торговых предприятий;
- протекционизм в отношении оптовых предприятий нового типа;
- развитие конструктивной демонополизации через создание благоприятных условий для малого предпринимательства и поддержку альтернативных торговых сетей;
- замещение рынков магазинами;
- развитие социальных магазинов и магазинов "шаговой доступности".
По словам Нины Лизиной, в городе, кроме "Марии-Ра", развивается 10 розничных сетей. Однако как власти могут поддерживать малых предпринимателей? По этому поводу депутаты не во всем согласились с комитетом. Депутат Василий Куц, председатель координационного совета по предпринимательству при главе администрации Барнаула, выразил сомнение, что при замещении рынков крупными магазинами малый бизнес не пострадает, и попросил обратить внимание на сохранение рабочих мест. Не так уж просто сегодня предпринимателю открыть торговое предприятие, несмотря на декларацию о его поддержке. Так, предприниматель, обратившийся в координационный совет, пытался открыть торговый павильон на территории поселка Южного и после долгих мытарств так и не получил разрешения.
В общем, концепция выглядела несколько противоречиво. С одной стороны, было объявлено, что киоскам не место в нашем городе - разве что там, где ставить крупные магазины невыгодно, но и здесьречь шла о павильонах. С другой стороны, монополизм было решено преодолевать, поддерживая малый и средний бизнес.
Впрочем, меры поддержки "малых" вряд ли будут действенными: добиваться создания "города цивилизованной торговли", идея которого заложена в концепции, с небольшим числом владельцев все же проще, чем с множеством неуправляемых предпринимателей, как проще и решать важные для города проблемы.
Так или иначе, депутаты концепцию утвердили, а проблемы малого бизнеса, видимо, будут решаться, как всегда, в рабочем порядке.
Справка "СК". В Барнауле действует 194 пищевых и перерабатывающих предприятия, 590 оптовых организаций, 1314 магазинов, 1282 киоска и павильона, 34 рынка. 98% из них находятся в частной собственности. Товарооборот в прошлом году составил 34,8 млрд. руб. Предприятия торговли и общественного питания дают 25% налоговых поступлений в бюджет Барнаула. В прошлом году суммарный объем инвестиций составил более 1,5 млрд. руб.
Самое важное - в нашем Telegram-канале