Экономика

Бизнес должен работать на город

Владимир Колганов руководит Барнаулом чуть больше пяти месяцев. С одной стороны, срок немалый - общие черты политики городской администрации за это время стали вполне очевидны, тем более, что они и не претерпели существенных изменений. То, что мэр думает о малом и среднем бизнесе города и каким хочет видеть его развитие, мы попросили его рассказать в интервью нашей газете.

Нужно больше крупных магазинов

- В принципе, государственное регулирование предпринимательства заканчивается на уровне субъекта Федерации. А для муниципальной власти главное - развивать малый бизнес, создавать для него благоприятные условия. Для администрации города сегодня - это приоритетное направление работы. Наши крупные промышленные предприятия постепенно сворачивают свои объемы. Если когда-то на моторном заводе работало 22 тысячи человек, то сегодня уже чуть более пяти тысяч. Соответственно снижаются и налоговые доходы.

В 1992 году мы приняли первую программу развития предпринимательства. Тогда о пользе предпринимателей даже еще не говорили, но Владимир Николаевич Баварин (прежний мэр, трагически погибший в феврале этого года - Прим. редакции) дальновидно на это дело смотрел. Позже мы пошли на то, что согласовали предпринимателям выкуп жилья на первых этажах жилых зданий и открытие магазинов. Это было в то время, когда соседние столичные города только раздумывали, стоит ли так поступать. Мера сразу дала определенный толчок, и за эти годы мы наработали практику, которая позволяет нам, особо не занимаясь организационными вопросами, вводить большое количество торговых площадей. А это - рабочие места, налоги. Если в 1992 году мы имели долю налогов от малого и среднего бизнеса где-то около 8-10%, то сегодня подходим к 30%.

- Но это плоды решений, принятых ранее. Что намерены предпринимать дальше лично вы?

- Сейчас мы ставим уже несколько иную задачу. Потому что первые этажи - это хорошо, но это, как правило, небольшие магазины типа бутиков. Сегодня необходимо привлечь уже крупных предпринимателей, заработавших определенный капитал, к строительству больших магазинов. Примерами этого подхода является то, что сделано совместно с новосибирцами на ХБК (гипермаркет "Алтай" - Прим. редакции). Торговый центр "Ultra" - еще один пример, как ни из чего можно сделать хороший магазин. Совершенно спокойно сегодня у нас открываются магазины с площадями под три-четыре тысячи квадратных метров. Это говорит о том, что у нас есть еще большие резервы и главное, на наш взгляд, не мешать этим процессам, а содействовать им.

Я бы тут добавил пример развития нашей мясоперерабатывающей отрасли - колбасных цехов и тому подобных объектов, которых у нас сейчас появилось очень много. Одно время мы думали, что их столько не нужно, что их будет сложно контролировать по качеству, что за ними не уследишь. Но тем не менее мы убедились, что создание большого количества конкурентоспособных предприятий, в принципе, дало нам сегодня положительный эффект. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы количество перерастало в качество, не боимся, что предприятий станет много и не препятствуем этому.

Или, скажем, пример автозаправок. В принципе у нас в городе сверхнормативное количество АЗС, но барнаульцы ведь не ощущают этого. Зато у нас есть возможность без проблем застраиваться по всему городу.

Коммерческих киосков станет меньше

- Приветствуя открытие больших торговых центров, городская администрация часто критикует торговые киоски. Как вы смотрите на эту проблему?

- Я считаю, что их число нужно снижать. Если говорить о малом бизнесе и начале его развития, то киоск важен - заработал там деньги и развивайся дальше. Но такая форма торговли не удобна для покупателей, жителей окружающих домов из-за мусора, грязи. Да и некрасиво это. Поэтому мы сейчас стремимся к тому, чтобы торговлю из киосков сократить и строить вместо них павильоны, куда покупатель может спокойно зайти, осмотреться.

- Однако владельцы киосков - это по-прежнему социальная сила, их сопротивление может вызвать серьезный резонанс. Вы не боитесь этого?

- Дело в том, что мы советуемся с предпринимателями по этому вопросу. Очень мало осталось предпринимателей, владеющих одним киоском, как правило, это целая сеть. И люди, наработавшие определенные средства, соглашаются с тем, что киоски - это плохо. Приходится иногда убеждать, заставлять делать павильон. Но и для их блага. Обычные люди в киосках предпочитают покупки не делать.

Правда, у нас есть программа, которую мы поддерживаем и будем поддерживать - это создание сети киосков по распространению газет, журналов и т.д. Потому что человек должен иметь возможность купить газету, не посещая специализированный магазин, просто по дороге. Вторая программа - сети быстрого питания. Например, "Подорожник" у нас недавно появился. Такая тенденция есть во всех крупных городах, вызвана она потребностью людей. От таких киосков мы требуем единообразия, и чтобы это было красиво. А киоски, которые имеют очень большой перечень товаров - от пива до булавок, будем сокращать.

Нужно "заболеть" оптовой торговлей

- Предпринимательство сегодня активно развивается. Что вам нравится, а что нет в этом процессе?

- Если в начале 90-х предприниматель был человеком, который должен был хапнуть и спрятаться с деньгами, то сейчас это человек, который начинает смотреть на перспективы, начинает считать и вкладывать свои деньги. И не только в свое дело, но и в свой имидж, а, значит, занимается благотворительностью. И мы уже изменили свою политику в этих вопросах - не рассылаем писем с просьбой перечислить на наш расчетный счет определенную сумму. Сегодня мы предлагаем конкретные проекты. У нас очень много предпринимателей курируют какие-то конкретные детские дома, больницы. И мы считаем, что это неплохо - пусть они видят результаты своей помощи.

Мне очень импонирует, что предприниматели начали задумываться над этическими проблемами своей деятельности. В разработках Совета по предпринимательству при главе администрации города есть даже кодекс чести предпринимателя Барнаула. Причем это идея самих предпринимателей. Это говорит о том, что развитие идет в правильном направлении.

- А минусы?

- Если говорить о благотворительности, то пока мы никак не можем привлечь предпринимателей к озеленению города, хотя они однажды сами выступили с подобной инициативой. Мы считаем, что будет нормальным, если какой-нибудь предприниматель возьмет и разобьет хороший сквер. Мы ему, конечно, поможем и посадочным материалом, и техникой, и всем остальным. Это будет и ему приятно, и главное, будет видно, что деньги не ушли на сторону. Он сможет рассказывать своим внукам о том, что этот сквер был посажен на его деньги.

Минусы у нас и в том, что мы не "заболели" оптовой торговлей. Я думаю, что ей нужно заниматься. Конечно, то что у нас под боком расположен такой мощный транспортный узел, как Новосибирск, сказывается, но нам нужно заниматься открытием больших супермаркетов, магазинов в которые можно приехать, целый день отдыхать и закупить все сразу на неделю, по более низким ценам, естественно. Так делается во всем мире.

В общественном питании у нас есть над чем поработать. Мало в городе хороших тематических ресторанов, в которых человек мог бы получить ту кухню, которую он любит. Мы должны заняться созданием сетей мелких и средних промышленных предприятий вокруг промышленных гигантов, которые у нас есть. Почему не могут быть созданы какие-то мастерские, которые делали бы один узел, но делали его очень профессионально? Мало у нас и бытовых предприятий и этим тоже нужно заниматься.

Контроль со стороны власти обязательно нужен

- Громкое словосочетание последних лет - административные барьеры. Как вы относитесь к этому понятию?

- Я думаю, что в некоторых вопросах эта тема настолько затрепана, что поднимается просто по инерции. Некоторые просто ругают и ругают: вот чиновники, вот барьеры... Мы, конечно, где можем эти барьеры убираем. Но мы не сторонники того, чтобы превращать нашу жизнь в анархию, чтобы предпринимательство развивалось без участия власти, без участия горожан. И принятые законы нам все-таки нужно выполнять. Вот говорят - этот закон плохой, этот хороший. Об этом могут говорить те, кто эти законы принимает, а наше дело их выполнять. Если вы будете исполнять один закон, а я другой, то толку не будет. А коли выполнять законы, то должен быть соответствующий аппарат. И я не вижу ничего плохого, если этот чиновничий аппарат и предприниматели будут в каких-то случаях конфликтовать. Это нормально. Главное, чтобы это не сказывалось на развитии и не мешало горожанам.

- Городские власти часто обвиняют в помощи определенным компаниям...

- Да, нас недавно упрекали, что мы ориентируемся только на "Марию-Ра" в развитии торговых сетей. Уверяю вас, у нас нет желания кого-то сдерживать, а их развивать. Просто "Мария-Ра" более мобильна в этом вопросе, у них есть для этого средства и они могут плохие магазины делать хорошими. А если они все это могут, что ж мы их будем сдерживать? Нам даже некоторые горожане задают вопросы - почему в нашем районе нет "Марии-Ра"? Пусть даже будет большая концентрация этих магазинов. Я, честно говоря, таких предпринимателей не боюсь, потому что все, что они вкладывают, они вкладывают в развитие города и все это в городе и останется. Я их только приветствую, пусть они развиваются. Но и они должны чувствовать постоянный контроль со стороны власти, знать, что интересы горожан ущемлять никому не будет позволено.

- А в монополизации рынка наружной рекламы вас не обвиняли?

- Я никогда этим вопросом особо не задавался. Но вот взял справку и оказалось, что у нас в городе работает около 100 рекламных агентств, из них 20 занимаются рекламными щитами. Какую еще конкуренцию надо? Говорят, что у нас "Проспект" захватил все лучшие места. Да они на первом этапе, когда нужно было вкладывать большие деньги и все сомневались, пойдет этот бизнес или нет, заняли эти места. Что их выгонять теперь оттуда?

- К вам наверняка обращались с просьбами ограничить присутствие на местных рынках иногородних компаний. Как вы к ним относитесь?

- Строя эту политику, мы исходим из интересов барнаульцев. Сколько мы пытались открыть крупный торговый центр, пока не приехали люди из Новосибирска и не воплотили этот проект на ХБК? Почему наши не могли? Сил не хватало, может быть, ума не хватало. Но такой пример нужен был, после него началось развитие в этом направлении местных компаний. Барнаульцам лучше стало? Я считаю, что лучше. Пусть немного хуже стало предпринимателям, но их всего 12% от всего работающего населения. А мы стараемся ориентироваться на большинство.

- А как насчет просьб владельцев магазинов, просящих ограничить базарную торговлю, с которой трудно конкурировать по ценам?

- Это естественный процесс. Я думаю, что это будет продолжаться всю жизнь. Но мы не должны закрывать людям дорогу - у них должна быть возможность начать бизнес, накопить капитал. Начинающий предприниматель бутик не откроет и "Ultra" не построит. Стать профессионалом сразу невозможно. Пусть из этой большой базарной среды родится четыре новых средних предпринимателя - это уже хорошо. Кроме того у горожан должен быть выбор.

- В последнее время в Барнауле начинают происходить различные темные истории - с "Молодежным каналом", "Сортсемовощем" и другими. Должна ли власть вмешиваться в эти конфликты?

- Должна, но только в том случае, если нарушается законодательство. Сегодня все можно решить в рамках закона, если упереться, конечно. Поэтому мы будем способствовать исполнению закона на территории города. А кого-либо вызывать и заставлять - это неправильный подход. Правила игры для всех должны быть одинаковыми, иначе не будет развития. Сейчас столько властей стало - целых четыре. И каждая из них должна свою ношу нести.

- Спасибо за интервью. Может быть хотите что-то сказать предпринимателям от себя?

- От себя бы я сказал, чтобы они любили свой город, всегда думали о нем, а потом уже о себе. Я всегда говорил и буду говорить - предприниматель должен, прежде всего, работать на потребителя, на горожанина, а если он заработал на этом, то честь ему и хвала. И мы будем его поддерживать.

Владимир Колганов

Родился 25 июня 1947 года в поселке Гродеково Приморского края, в семье военнослужащего. В связи с увольнением отца из рядов Советской Армии семья переехала сначала в село Завьялово Алтайского края, а в 1954 году - в Барнаул. После окончания 8 классов средней школы N 25 в 1962 году поступил в Барнаульский строительный техникум, в 1966 году начал трудовую деятельность помощником мастера ремонтно-строительного цеха Барнаульского котельного завода. В 1966-1968 годах проходил службу в рядах Тихоокеанского флота на эскадренном миноносце. С декабря 1969 года по апрель 1972 года работал инженером-строителем отдела капитального строительства на Алтайском моторном заводе. В 1972 года переведен в ОКС Барнаульского горисполкома на должность старшего экономиста финотдела, со временем вырос до начальника управления капитального строительства горисполкома. В 1976 году окончил Алтайский политехнический институт по специальности "промышленное и гражданское строительство".

С августа 1985 года - заместитель председателя горисполкома, с 1987 года - первый зампредседателя. В марте 1990 года избран председателем исполкома городского Совета народных депутатов. С 1991 года по 1994 год - гендиректор Алтайского коммерческого стабилизационного фонда, а с апреля 1994 года по март 2003 года - первый заместитель мэра Барнаула. Избирался депутатом краевого и городского Советов народных депутатов. Имеет почетное звание "Заслуженный строитель РФ". Женат, воспитает двух дочерей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость