Экономика

Бороться с производителями подделок крайне трудно

Бизнес очень похож на войну. Как и на любой войне, одни компании стремятся победить своих врагов (читай - конкурентов) мощью, другие - мобильностью и сообразительностью. Огромный рынок контрафактной, то есть фальшивой, продукции - как раз второго рода. Партизанские отряды "паленщиков" берут свое смекалкой и хитростью. Добропорядочным производителям бороться с ними весьма нелегко. А государство, по большому счету, просто имитирует активную работу в этом направлении.

Что "палят" чаще всего

Общеизвестный факт: самый подделываемый товар - это алкогольная продукция. Себестоимость кустарного производства той же водки несоизмерима с получаемой прибылью. Не уплачивая налогов, положенных акцизов и прочих отчислений, вполне можно получить рентабельность, сравнимую с продажей наркотиков - до 500-600 процентов. Не удивительно, что в милицейских рейтингах подделка алкогольной продукции стабильно удерживает первое место. Как нам сообщили в краевом управлении по борьбе с экономическими преступлениями, в течение этого года было вынесено 12 приговоров продавцам фальшивой водки. За первые полгода было зафиксировано 108 преступлений в сфере незаконного оборота алкоголя и более 18 тысяч административных правонарушений. Объем изъятого из незаконного оборота спирта оценивается в 1 миллион 105 тысяч рублей. И это при том, что, по самым скромным оценкам независимых наблюдателей, годовой объем черного алкогольного рынка края оценивается в 10-15 миллионов рублей.

На втором месте традиционно идет аудио- и видеопродукция. В краевом БЭП считают, что в Барнауле 80% аудио- и видеоносителей является контрафактом. Далее идут сливочное масло и чай. Излишне объяснять, что добросовестные производители из-за деятельности подпольщиков теряют не только в объемах продаж, но и в имидже. Человек, купивший один раз некачественный товар, вряд ли останется лоялен к торговой марке, под которую он был подделан. Причем страдают от подделок в основном успешные компании, товарный знак которых уже успел стать хорошо продаваемым брэндом. Приведенный список подделываемых товаров можно продолжать бесконечно. В принципе, в нашем крае подделывают все - от йогуртов до корма для животных. Лишь бы этот товар был ликвиден, а подделываемая торговая марка известна.

Впрочем, предприниматели, торговая марка которых подделывается, не всегда спешат рассказывать об этом публично. По сложившемуся мнению, такая информация может негативно сказаться на объемах продаж. Так ли это на самом деле, установить достаточно сложно.

Уличить можно, наказать сложно

Вообще, контрафактчики бывают двух "сортов". Одни делают откровенную "липу", выдавая ее за продукцию известной марки. Естественно, стоит такая продукция на порядок дешевле оригиналов, а ее потребительские свойства довольно сомнительны. Основные покупатели такой "липы" - люди с низким уровнем доходов. Общеизвестно, что основным поставщиком таких подделок является Китай. В этой стране, например, весьма популярно изготавливать низкокачественную продукцию под слегка видоизмененными торговыми марками. Так, Tefal легко превращается в какой-нибудь Tefol, а Levi`s в Leve`s.

"Потребитель покупается на знакомое ему созвучие, - говорит директор компании "Алтис", занимающейся производством металлотрубной мебели Вячеслав Новоселов. - Проблема двойников не обошла стороной и нашу компанию. Мне известен целый ряд вариаций весьма близких к нашему названию. Например, "Алтис-дубль". Встречались мне и подделки под наши прайс-листы". Как бороться с этим явлением, в "Алтисе" не знают. Вячеслав Новоселов рассказал, что он обращался по этому поводу в краевой антимонопольный комитет, но там ему объяснили, что поскольку названия не тождественны полностью, помочь ему ничем не могут. "Нам ничего не остается, как только доводить до клиента, что из себя представляет качественный товар. Какими необходимыми свойствами он должен обладать. Иных путей борьбы я не вижу", - говорит Вячеслав Новоселов.

Еще один похожий пример можно найти на строительном рынке. Директор компании "Амадина", занимающейся ремонтом квартир, Николай Федюшкин, рассказывает, что собственноручно ловил людей незаконно использующих его торговую марку. Но что с ними делать дальше, он также не знает. Для возбуждения уголовного дела по 180-й статье Уголовного кодекса "Незаконное использование товарного знака" необходимо доказать, что контрафактчик нанес ущерб в размере 200 минимальных зарплат, т.е. 20 тысяч рублей (сегодняшний расчетный МРОТ равен 100 рублям). А сделать это достаточно сложно. "В год бывает по 3-5 случаев, когда абсолютно незнакомые мне люди представляются моими сотрудниками. А поскольку их работу нельзя назвать качественной, все претензии по браку потом приходят ко мне. Так разрушается имидж моей компании".

Впрочем, не все контрафактчики грешат "липой". Нередко не менее доходно производить действительно качественный товар, используя при этом чужой товарный знак. Причем зачастую используется та же технология, что и при выпуске оригинала. Возьмем ту же водку. Не каждый потребитель сможет отличить оригинал от подделки, стоит лишь не особо экономить на спирте. Противостоять таким контрафактчикам еще сложнее. "Бороться с подделывающими нашу продукция очень сложно, - говорит начальник отдела маркетинга Барнаульского ликеро-водочного завода Галина Огневая. - Подделки попадаются сделанные на довольно высоком уровне. Мы никаких особых действий для борьбы с контрафактной продукцией не предпринимаем. Милиция сама находит "паленщиков", и только тогда мы подаем на них в суд".

Маркируй, не маркируй...

Государство, между тем, не особо активно борется с контрафактной продукцией. По мнению предпринимателей, самый весомый вклад вносят правоохранительные органы. И это недалеко от истины. Милицейские рейды, пожалуй, самый излюбленный у властей способ борьбы с подделками. Однако часто они проводятся по местам торговли. В результате отрубаются вершки. Корни - непосредственные производители подделок - оказываются на скамье подсудимых не так уж и часто. Обычно продукция просто конфискуется, а предприниматель, занимавшийся ее реализацией, штрафуется административной комиссией. Так, между прочим, государство зарабатывает неплохие деньги. Только в текущем году и только в сфере незаконного оборота алкогольной продукции предприниматели и частные лица Алтайского края заплатили штрафов на 1 миллион 300 тысяч рублей.

Второй способ борьбы с фальсификаторами - введение обязательной маркировки товаров. Власти считают, что при помощи наклеивания различных обязательных марок можно очень эффективно бороться с подделками. По мнению предпринимателей, все совсем наоборот. Контрафактчики легко приспосабливаются к подобным решениям, а введение марок приводит к удорожанию товаров и совсем необязательным для бизнесменов тратам на их покупку. Во всяком случае, во всем мире подобные решения возможны только на добровольной основе.

Как бы то ни было, предприниматели стараются защитить свой товар от подделок. Не всегда это делается в судебном порядке. Обычно первое что делает производитель - это регистрирует товарный знак. Только в этом случае возможно како-то судебное преследование контрафактчика. А поскольку воруют зачастую не только имя, но и дизайн (специалисты например, отмечают, что цветовая гамма и дизайн зубной пасты "Апрель" весьма напоминает пасту "Аквафреш"), то все чаще производители получают и патент на промышленный образец, который защищает внешний вид изделия.

Другой очевидный способ - усложнение упаковки продукции. Впрочем, "паленщики", как правило, очень быстро приспосабливаются к любым решениям с упаковкой. Подделки - это целая индустрия, для которой печать фальшивых акцизных марок и другие полиграфические работы не такая уж и большая проблема.

Так что, как ни защищайся от подделок - полностью обезопасить свой товарный знак невозможно. Многим потребителям сегодня просто не по карману "настоящие" вещи и покупка подделки, традиционно стоящей дешевле оригинала, позволяет людям экономить деньги. Специалисты отмечают, что "паленщики" постепенно улучшают качество выпускаемого ими контрафакта. А, следовательно, расширяется и круг его потребителей. Истинным владельцам товарных знаков все это обещает новую головную боль.

Матвей ЭРГАРДТ

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость