Экономика

Бой с тенью

Борьба за чистую репутацию иногда оборачивается самыми непредсказуемыми последствиями. Об этом свидетельствует богатый опыт директора барнаульской строительной фирмы "Амадина" Николая Федюшкина, своими силами пытавшегося поймать "контрафактчиков", использяющих название его фирмы. Но это тот опыт, которого могло не быть: "Мы должны заниматься бизнесом, а не сыщиков из себя изображать", - сказал он в интервью нашей газете.

- Насколько часто ваш товарный знак подвергается атакам конкурентов?

- Скажем так, в последнее время такие случаи встречаются все чаще. Примерно раз в месяц я узнаю о новом человеке, который под меня работает. Причем не брезгуют этим как абсолютно посторонние люди, так и те, кто раньше состоял в штате компании. С чем этот всплеск связан, я не знаю. Возможно, просто ужесточилась конкуренция. Самый яркий пример: в Интернете сегодня работает три сайта компании "Амадина" и все барнаульские.

- А самый первый случай вы когда отметили?

- Пять лет назад. До этого просто доходили слухи. Но тот случай был просто вопиющим. Прекрасно помню, что был воскресный день. У себя в офисе я оказался просто случайно. Пришли люди и сказали, что мы устанавливали у них металлические двери. Я им говорю: извините, но наша компания не занимается установкой металлических дверей. На что мне предъявили газетный номер, где напротив соответствующего объявления стоял номер лицензии нашей компании. Естественно, что первой моей реакцией был визит к знакомому оперуполномоченному. Он принял у меня заявление и мы сделали следующее: вызвали по указанному в газете телефону мастера, который, как ни странно, пришел. Представился он сотрудником "Амадины". А после выполнения необходимых замеров дверей выдал квитанцию с этой же "шапкой". Спасло его только то, что квитанция была без печати (по уголовному кодексу подделка печатей доказывается гораздо проще и карается строже - прим. редакции). После того, как им были получены деньги, закрутился обычный механизм: предъявление удостоверений, вызов понятых и т.д. Товарищ полностью раскаялся, объяснил свое поведение отсутствием собственной лицензии. Номер нашей лицензию он взял из первой попавшейся газеты, узнал как называется ее обладатель и через знакомых стал давать рекламу. В итоге все это дело с успехом замяли, поскольку сумма ущерба, как мне потом объяснили, была менее 40 тысяч рублей.

- Неужели все завязано на этих 40 тысячах?

- Случаев, когда из-за этого спускались на тормозах дела людей, которых я практически сам за шиворот приводил в милицию, огромное количество. Например, такой. Схема была похожей: люди работали под маркой "Амадины", наделали брака, клиенты вышли на меня. Но на этот раз в роли нарушителя выступал человек, который проработал у нас в компании менее трех месяцев и был уволен за профнепригодность. Мы попытались выйти на него уже известным способом, то есть вызвали его на квартиру по пейджеру. Но он не явился. Однако хозяйка квартиры по архивным фотографиям опознала нашего несостоявшегося сотрудника. Тем не менее, дело было замято, хоть мы и настаивали на его развитии. Готовы были предоставить в распоряжение сотрудников милиции транспорт и вообще всячески содействовать расследованию, но они не захотели работать. Официальное основание - ущерб составил менее 40 тысяч.

- Вам так ни разу и не удалось довести дело до суда?

- Один раз был случай, когда это почти случилось. Мы почти случайно поймали одного товарища, бригада которого отделывала квартиру на 38 тысяч рублей. У них был старый бланк договора нашей фирмы, все наши фирменные логотипы, в рекламе указывался номер нашей лицензии. Сотрудники милиции провели задержание. Начался судебный процесс, но тут клиенты, проходившие по делу в качестве свидетелей, дали задний ход. Все. Дело не доказано за недостаточностью улик. А сотрудники милиции, занимавшиеся этим делом, получили служебное расследование. В делах с нарушением прав владельца товарного знака очень часто бывает, что все оборачивается против отстаивающего свои права.

- Что вы имеете в виду?

- Один из последних моих случаев закончился заявлением нарушителя на допросе, что он является моим сотрудникам. Чтобы проверить этот факт и возбудить дело, прокуратура решила провести у меня комплексную проверку с приостановкой деятельности. Все мы прекрасно понимаем, что это значит. Помогло только вмешательство первого вице-губернатора Николая Чертова. Вот один, хоть и не типичный пример, когда невиновный расплачивается за то, что попытался отстоять свои права.

- Что же делать тем, кто желает защитить свой товарный знак?

Я вижу один путь - повышение грамотности клиента. Другого законного способа борьбы я пока не нашел. А незаконно можно найти хоть кучу способов, но связываться с криминалом неохота. Да, можно подавать в арбитражный суд и требовать компенсации ущерба за использование чужого товарного знака. Но суммы там настолько мизерные, что больше придется истратить на адвокатов. К тому же остановить поток "нелегалов" таким образом, по моему мнению, нереально. Заплатив штраф, они продолжат свою прежнюю деятельность.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость