Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Число клиентов барнаульских турфирм значительно выросло

Нынешний летний туристический сезон в центральной прессе уже окрестили аномальным. Неожиданно резко упал поток туристов за границу, в результате чего фирмы, работающие на западе России, понесли громадные убытки. Между тем в Барнауле местные игроки туристического рынка, подводя итоги «высокого» сезона, не склонны драматизировать ситуацию и даже говорят о росте прибылей. Мы попытались разобраться, что принесло «продавцам ощущений» минувшее лето.

Нашим повезло больше

Действительно, россиян, желающих отдохнуть этим летом за границей, оказалось гораздо меньше, чем в последние годы. Общий турпоток за рубеж упал, по разным оценкам, на 13−25%. Объяснения тому среди бизнесменов от туризма приводятся разные. Одни говорят об аэрофобии, вспоминая многочисленные авиатрагедии последнего времени. Винят за сорванные чартерные рейсы и чрезмерную жару, колебания в соотношении курса евро и доллара, всплеск активности на рынке недвижимости, беспрецедентное наводнение в Европе и даже чемпионат мира по футболу. Якобы оставшиеся у телеэкранов мужья предпочли никуда не ехать, а наслаждаться мировым футбольным шоу. Как бы то ни было, а гадать по поводу постигшей их неудачи владельцы турфирм будут еще долго. Именно гадать, поскольку внешний туристический рынок в России давно не изучался. «Москвичи заблуждаются в том, что туристический рынок абсолютно неограничен. На самом деле Турция и еще ряд стран давно „приелись“ россиянам, многие туда съездили три раза и более, — говорит Елена Шушакова, руководитель барнаульской фирмы „Хорст-Тур“, — Отсюда и необоснованный демпинг в начале лета, когда клиентам обещали бесплатный перелет в Грецию».

Бесплатный перелет в Грецию — это некое новшество московских турфирм, изобретенное в демпинговом порыве. Желая оправдать вложенные средства эти турфирмы постоянно заявляли о снижении цен и пришли в конце концов к бесплатным полетам в Средиземноморье. Правда, за этим кроется обязанность клиента приобрести в Греции меховое изделие стоимостью в 300−500 долларов. Но об этом туристов, как правило, предупреждают «еще на берегу». А вот генеральный директор компании «Интурист-Барнаул» Елена Кузьмина, вспоминая начало «высокого» сезона, приводит совсем иные факты: «Новой тенденцией этого сезона стало то, что в июне к Средиземному морю отправлялось из Барнаула гораздо больше туристов, чем в прошлые годы». Это объясняется тем, что в начале лета отели заполнены не полностью, что, естественно, проецирует и соответствующие цены. «Место в двухместном номере четырехзвездочного турецкого отеля в июле и июне различается по цене на 210 долларов. Если снимается трехместный номер, эта разница вырастает еще больше. Для широкого круга россиян, стремящихся к дешевому отдыху, это очень существенные суммы», — говорит Елена Кузьмина.

Как отмечают операторы местного туристического рынка, в течение прошедшего сезона стало отчетливо видно, что российский турист уже почти пресытился заграничными поездками и сегодня более охотно выкладывает деньги за отдых в России. «По-моему, в России появилось больше людей, которым стало стыдно за то, что они объездили все Средиземноморье вдоль и поперек, а родную страну совсем не знают», — высказала свое мнение Елена Шушакова, говоря о подъеме внутреннего туризма. И здесь у турфирм, работающих в Барнауле, есть явный козырь. Конечно, речь идет о соседстве с Горным Алтаем. «Многие москвичи и питерцы имеют четкий принцип — два раза не выезжать на отдых в одно место. Так сейчас многие из них поступились этим принципом и покупают путевки в Горный Алтай по несколько раз», — рассказал Василий Ермаков, руководитель турфирмы «Робинзон».

Сколько и на ком зарабатывали турфирмы

Вера Матюхина, консультант по стратегическому планированию и изменению турфирмы «Спутник-Алтай», в беседе с нашим корреспондентом привела данные Госкомстата, согласно которым объем российского туристического рынка с каждым годом увеличивается более чем на сотню процентов. Чтобы выяснить конкретные цифры, относящиеся к местному туристическому рынку, мы обратились в комитет по туризму администрации Алтайского края. Ответ удалось получить весьма исчерпывающий: «Статистика по туризму в крае не ведется, есть данные с советских времен, но они вряд ли являются объективными».

Сами операторы рынка говорят, что уровень их доходов вырос в минувшем сезоне на 15−30%, а туропоток на 25−30%. Конкретные цифры не называются. При этом в некоторых туристических компаниях не скрывают, что в отчетности показывается далеко не вся масса клиентов фирмы. С продажи тура стоимостью 140 долларов фирме причитается 14 долларов. В туркомпаниях эту сумму, учитывая постоянный рост расходов на содержание и развитие фирмы и на налоговые отчисления, называют весьма небольшой. «В этих условиях турагенту намного проще работать. Ведь это может быть один человек, который активно дает рекламу и продает путевки, сидя в офисе, — считает Елена Шушакова, — В фирме-туроператоре же по закону должно работать семь человек. Соответственно, это дополнительные расходы».

Что касается предпочтений клиентов барнаульских турфирм, то в минувшем «высоком» сезоне, как и прежде, наиболее популярными из заграничных были туры в Турцию, далее идут Греция, Кипр, Испания, Болгария, Хорватия. На внутреннем туристическом рынке выбор куда обильнее. В Барнауле с переменным успехом продавались путевки во все экзотические уголки России. «Я обратил внимание, что круизы по Волге и другим крупным рекам среди наших клиентов не пользуются особым спросом, — признался руководитель одной из турфирм, — народ едет поближе и подешевле». Действительно, заплатить за недельный круиз по Волге на теплоходе 15 тысяч на двоих, не учитывая затрат на дорогу, возьмется не каждый. Более приемлемым вариантом оставался отдых в Горном Алтае. «40% посетителей турбаз и кемпингов этим летом составляли семейные пары, 5% - мужчины, отдыхающие в одиночестве, все остальное, наверное, это группы, состоящие из молодых представительниц прекрасного пола», — засвидетельствовал Василий Ермаков.

Капитал и туристы из Новосибирска

Как отмечают работники барнаульских турфирм, в прошедшем «высоком» сезоне пришлось довольно чаще общаться с клиентами, которых условно говоря можно назвать «слишком хорошо осведомленными». Иначе говоря, это люди, имеющие доступ к внутренним документам, согласно которым корректируется деятельность туркомпаний, в том числе и их ценовая политика. Такой клиент совершенно обоснованно требует скидки и совершенно точно знает, сколь стоит тот или иной тур. Понятно, что такие данные получают ни где иначе, как у самих участников туристического рынка. По нашей информации, в ближайшее время вопрос о сохранности внутренней информации и этике компаний, работающих на местном рынке, будет рассматриваться в кругу руководителей ряда турфирм.

Но больше всего участников туррынка волнует иное. В этом году продолжилась экспансия в Горный Алтай капитала из Москвы и Новосибирска. Москвичи и жители самопровозглашенной сибирской столицы активнее прочих откупают и арендуют самые злачные и уже утоптанные места горного края. При этом, турпотоки направляются в Горный Алтай именно из этих городов. По свидетельству Елены Шушаковой, новосибирцы в структуре турпотока сегодня твердо занимают лидирующее место. А клиенты барнаульских фирм по численности, считает руководитель фирмы «Хорст-Тур», находятся на 4−5 месте.

«Туризма на Алтае нет, и никогда не будет», — заявил недавно один из высокопоставленных чинов краевой администрации. Как нет и четкой политики развития алтайского туризма. Правда, в начале октябре в Госдуме РФ пройдет выставка, посвященная алтайскому туризму. Ее организатор — Алтайская региональная ассоциация туризма — намерен обратить общественное внимание на потенциал нашего региона как уникальной рекреативной зоны. Так что не исключено, что следующий «высокий» сезон для барнаульских турфирм приобретет какие-то новые краски.

Павел ДЕМИН

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость