Экономика

"Давайте объединяться"

Недавно Алтайский край и Республику Алтай с рабочим визитом посетил секретарь Восточно-Казахстанского маслихата (местного парламента) Василий Ахаев. Кроме того что третий созыв он руководит парламентом Восточного Казахстана, Ахаев является заместителем председателя международного координационного совета "Наш общий дом Алтай", объединяющего четыре государства и шесть регионов. Осенью нынешнего года согласно уставу совета место председателя, которое занимает Александр Назарчук, перейдет к Ахаеву.

- Таким образом, и основная власть в совете перейдет от Алтайского края к Казахстану. Секретариат, правда, который возглавляет Борис Владимирович Ларин, останется у вас, - говорит Ахаев, - но я приехал не только порешать организационные вопросы, посмотреть и поучиться. Есть несколько вопросов, в том числе и экономических, над которыми мы должны думать сообща.

Один из таких вопросов - строительство дороги Риддер (бывший Лениногорск) - Усть-Кокса - Горно-Алтайск. Правительственное решение о реализации этого проекта было принято еще три года назад.

- В советское время существовала скотопрогонная тропа между Монголией, Горным Алтаем и Восточным Казахстаном, - рассказывает Василий Иванович, - был мощнейший Семипалатинский мясокомбинат, который снабжал мясопродуктами целые регионы.

Потом, с развалом Союза, все это прекратилось. Мы несколько раз пробовали получить разрешение на эту тропу, но безуспешно. Карантин, нарушение фауны - здесь много причин. И все-таки пришло решение строить совместную дорогу. Дорога нас объединит. Со стороны Казахстана этот вопрос практически решен: дорога, причем хорошая, с покрытием, к будущему году будет закончена. Со стороны Республики Алтай решение-то есть, но оно до сих пор не реализовано. А что такое половина дороги?...

Вообще же, убежден Ахаев, у Алтая и Восточного Казахстана очень много точек соприкосновения в плане экономики регионов. Например, в Восточном Казахстане гордятся своим сельским хозяйством, но считают, что технологии переработки сельхозпродукции на Алтае развиты лучше и есть чему поучиться.

- Сегодня Восточный Казахстан встал на ноги. Пять-шесть лет назад бюджет области составлял 26 миллиардов тенге. Из них налогов собирали 16 миллиардов плюс четыре миллиарда - субвенции. Это была огромнейшая проблема. Заводы не работали, крестьянские хозяйства были в разрухе. Сегодня мы собираем в бюджет 54 миллиарда. Это о чем-то говорит... Сегодня работают заводы и фабрики, металлургические комбинаты вышли на объемы советских времен. На территории Усть-Каменогорска открылся автомобильный завод, недавно запустили линию по сборке автомобилей "Шкода". Все это в каких-то пятистах километрах от вас. Конечно же, надо теснее сотрудничать. Тот же автозавод имеет интерес к алтайским двигателям...

Комментарий

Борис Ларин, заместитель председателя КСНД:

- У Алтайского края тоже есть интерес к строительству дороги Усть-Кокса - Риддер. В комитете по культуре администрации края есть интересная задумка: создание туристического маршрута "Серебряное кольцо Алтая". По местам, связанным с развитием горнорудного дела. Это наша горная Колывань, озеро Белое, гора Синюха, озеро Моховое, Колыванское озеро, Змеиногорск. Это памятники истории и природные памятники Третьяковского района. Такие же памятники и рудники находятся и в Восточном Казахстане - в Шемонаихе, на территории Риддера. И при наличии этой дороги можно продолжить маршрут - в уникальный Коксинский район, где старообрядцы, где Рерих, где тоже уникальная природа, и выйти в район Мультинских озер и дальше к Белухе. Таким образом можно замкнуть "малое кольцо Алтая". При наличии более-менее нормальной дороги уже сегодня есть турфирмы, готовые прорабатывать этот маршрут. Это очень интересно. Это занятость населения и средства в те районы, где мягко говоря, живут сегодня не очень хорошо.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость