Экономика

Держи экран шире!

Для розничных торговцев аудио- и видеотехникой наступает жаркая пора. Перед Новым годом многие россияне привыкли делать подарки не только близким, но и себе. Продажи так называемой "черной" техники (названной так в противовес агрегатам белого цвета - холодильникам, стиральным машинам и т.д.) последние несколько лет вообще растут серьезными темпами. И у продавцов есть все основания полагать, что эта тенденция продолжится и в следующем году.

Базарное вчера

Любой сегмент потребительского рынка начинается с базара. Не стал исключением из этого правила и барнаульский рынок аудио- и видеотехники. В конце 80-х - начале 90-х годов, когда импортный телевизор, а тем более музыкальный центр или видеокамера, все еще относились к категории товара престижного, а потому дорогого, продавались они действительно чуть ли не с уличных лотков. В те времена вполне возможно было приобрести телевизор, изготовленный для другой страны, скажем, для Японии. Следовательно, рассчитан он был на другое напряжение и в наших условиях нередко просто не работал, что покупатель мог обнаружить только дома. Неплохо развит был и радиолюбительский сегмент, покрывавший некоторый недостаток предложения недорогой аудио- или видеоаппаратуры. Не отличаясь хорошим дизайном, эти изделия имели вполне качественное исполнение. Забегая вперед, можно сказать, что определенные "родимые пятна" радиолюбительского рынка остались и поныне. Правда, по мнению представителей организованного бизнеса, продажи эти имеют единичный характер и сама техника достаточно дорогая.

К середине 90-х рынок уже вполне сформировался. Те, кто начал заниматься аудио и видео еще в "базарный" период развития, уже накопили определенные финансовые резервы, что привело к открытию магазинов, уровень сервиса в которых, по понятным причинам, был уже значительно выше. Кризис 1998 года достаточно серьезно ударил именно по цивилизованной торговле. "В 1998 году продажи практически прекратились, - рассказывает директор компании "Салон звука" Евгений Кожевников. - Одно время мы даже двери закрыли на замок. Но приблизительно с 2000 года начался рост продаж, который, в общем, продолжается и сегодня". Вместе с ростом продаж рынок ожидало еще одно новшество: техника российских марок, чаще всего собранная из зарубежных комплектующих и занимающая нижние ценовые ниши.

Рыночное сегодня

Сегодня рынок аудио- и видеотехники представляет из себя достаточно организованное сообщество розницы и опта. Правда, про оптовый рынок говорить достаточно сложно. Не все игроки этого рынка широко афишируют свою на нем работу, что может означать все что угодно - от отсутствия потребности в рекламе из-за удовлетворяющего торговцев спроса до "серости" рынка. К слову, последняя причина выглядит гораздо более правдоподобно. Сами представители аудиовидеобизнеса частично подтверждают это. Например, начальник отдела маркетинга компании "DOMOтехника" Андрей Нестеров считает, что об оптовом рынке предпочитают не распространяться из-за его специфичности. "Нашей компании очень тяжело конкурировать с "серыми" поставками, поскольку мы работаем официально", - говорит он.

Розничный рынок, конечно, более разнообразен по сравнению с оптовым. Здесь работают и традиционно барнаульские игроки, начавшие свою деятельность много лет назад, такие как "Айсберг", "Капелла-электроникс", "Колывань", "Салон звука". Есть общероссийские компании. Например, широко известное "Эльдорадо" имеет около 300 магазинов в трех странах мира - России, Украине и Польше. Присутствуют и игроки, известные в рамках восточной Сибири, например, корпорация "Сибвез", имеющая пять магазинов в Новосибирске, два в Барнауле и по одному в Омске и Красноярске. Впрочем, барнаульские представители этих не любят, когда им намекают на иногороднее происхождение. Директор торговой сети "Сибвез" Барнаула Сергей Гросс, например, говорит, что "мы, в первую очередь барнаульцы. Все что о нас говорят другие - это только слова. Все что мы здесь делаем, мы делаем для Барнаула. А не для того же Новосибирска".

В то же время, многие крупные московские торговцы в Барнаул пока не спешат. По словам Андрея Нестерова, "наценки, которые идут здесь, для москвичей просто невыгодны. У нас техника продается на 15-20 процентов дешевле, чем в столице. Даже Новосибирск сегодня не попадает в программу развития крупных московских продавцов". Евгений Кожевников из "Салона звука" говорит, что максимальная наценка в Барнауле - 15%, хотя в прежние времена доходило и до 30%. Однако, несмотря на это, барнаульские торговцы считают, что по сравнению с Новосибирском наш город даже выигрывает. "Магазинов у нас меньше, поскольку меньше и сам город, но по насыщенности техникой Новосибирск мы даже опережаем", - считает Андрей Нестеров. Очевидно, такое положение вещей на руку барнаульским продавцам. Если бы москвичи начали строить здесь свои гипермаркеты с торговыми площадями в 5000 квадратных метров, как они это делают в других городах, для большинства местных торговцев наступили бы не самые легкие времена.

Потребительское завтра

Розничный рынок аудио- и видеотехники однозначно потребительский, то есть главные клиенты - простые горожане, а не организации. Поэтому все направления его развития формируются потребителями. Очевидный факт - большинство магазинов по продаже аппаратуры расположено сегодня в центре Барнаула. Продавцы вроде бы и не прочь строить магазины ближе к жилым домам, в спальных районах, но сегодня это просто нерентабельно. "Не хотят люди в спальных районах технику покупать. Так сложилось исторически, что за серьезной техникой ездят в центр. Вполне возможно, что это связано с тем, что подобная покупка рассматривается как событие", - говорит Евгений Кожевников. "В Барнауле сейчас заметна тенденция к укрупнению магазинов. В спальном районе невыгодно и нерентабельно ставить большой ассортимент. А ставить маленький не имеет смысла", - считает Андрей Нестеров.

Довольно похожий - потребительский - вектор имеет и конкуренция, существующая между магазинами. Ценовая политика у различных продавцов достаточно сбалансирована из-за того, что потенциальные покупатели привыкли объезжать несколько магазинов в поисках интересующей их техники. "Я объезжаю практически раз в неделю большинство торговых точек города. Товар-то везде одинаковый! А покупатель, объехав все магазины, остановится на том, где дешевле. Впрочем, по высококачественному товару, по которому конкурентов у нас практически нет, мы держим московские цены", - рассказывает Евгений Кожевников. Сергей Гросс из "Сибвеза" говорит, что "конкуренция сейчас идет не в плане ценовой политики или ассортимента, а в плане сервиса. То есть, как можно больше упростить процесс оформления покупки, процесс ее ввода в эксплуатацию. Таким образом, мы делаем своих покупателей постоянными клиентами и пытаемся привлечь к нам круг их знакомых".

Как бы то ни было, предстоящий декабрь - традиционно пиковый месяц покупок аудио- и видеотехники. Предприниматели наращивают к этому периоду товарные запасы, разрабатывают специальные маркетинговые ходы. Заманивают покупателей лотереями, подарками, розыгрышами призов. В январе же спрос упадет до нуля, и только в последующие месяцы начнет расти. Минувший год большинство продавцов считают достаточно успешным - рынок рос, хотя и не теми темпами как в 2001 году. Даже несмотря на то, что некоторые ожидают в следующем году роста цен из-за повышения таможенных пошлин, есть все основания ожидать, что и он не разочарует торговцев. В городе все активнее развивается потребительское кредитование. А это очень мощный рычаг, способный в последующие годы утроить продажи.

Справка редакции

Среди барнаульцев, чьи месячные доходы составляют более 300 долларов, самыми популярными марками аудио- и видеотехники уже много лет остаются "японцы" - Sony и Panasonic. Барнаульцы, зарабатывающие от 100 до 300 долларов, отдают предпочтение "корейцам" - Samsung и LG. Граждане с доходами менее 100 долларов все чаще обращают внимание на российский "Рубин" и белорусский "Горизонт".

На потребу публики

Потребительское кредитование, так широко развитое в западных странах, у нас пока хромает на обе ноги. Банкиры без должного пиетета относятся к кредитованию физических лиц (на банкирском новоязе - "физики"), поскольку мороки с ними много, а норма прибыли чересчур мала. Однако говорить о том, что потребительского кредитования в Барнауле нет совсем, нельзя. В большинстве магазинов около 50% крупной аудио- и видеотехники продается по этой схеме.

Нежелание барнаульских банков выходить на рынок потребительского кредитования, в принципе, очевидно. Крупные банки, имеющие для этого достаточные резервы, до сих пор считают этот сегмент низкоприбыльным и предпочитают развивать традиционные виды операций. Мелкие и средние банки, которые не против поработать с физическими лицами, не имеют для этого серьезных средств. Есть и другие проблемы. Например, недоступность объективной информации о реальных доходах заемщика, в частности из-за существования "серых" зарплатных схем.

Тем не менее, покупка аудио- и видеотехники в кредит в Барнауле развивается достаточно высокими темпами. Владельцы барнаульских торговых точек рассказывают, что около 50% аппаратуры продается сегодня именно таким образом. Что весьма актуально для большинства покупателей, желающих приобрести качественную технику, но не имеющих для этого ресурсов. Большинство таких продаж проходит с помощью страховой компании "Гарантия" и "Алтайкапиталбанка". В результате страхования финансовых рисков с человека даже не требуют справку о доходах. Схема покупки выглядит приблизительно так: покупатель вносит до 40% от стоимости покупки, заключает договор и получает товар, который до полного расчета остается в залоге у страховщиков. Страховщики, в свою очередь оформляют кредит в "Алтайкапиталбанке". Кредит выдается на 6 месяцев, в течение которых покупатель и расплачивается со страховой компанией, внося деньги равными долями с учетом годовой ставки в 37%. Досрочное погашение кредита приветствуется.

Впрочем, не все торговцы довольны сложившейся ситуацией. По их мнению, на рынке не хватает конкуренции и долгих условий кредитования. Понятно, что, если кредит можно будет возвращать в течение года, то это еще больше расширит круг потенциальных клиентов у продавцов аппаратуры. И основные надежды они сегодня возлагают на крупные банки. Например, начальник отдела маркетинга компании "DOMOтехника" Андрей Нестеров говорит, что во многих филиалах крупных московских банков уже разрабатываются собственные программы потребительского кредитования, их структура и механизм работы. "В Москве сегодня вообще не требуется первоначальный взнос. - говорит он. - Человек пришел, показал паспорт, в течение 15 минут его проверили, заключили договор. Все. Можно забирать товар и год расплачиваться по кредиту. Проценты, кстати, по нему ничтожные".

В барнаульских филиалах московских банков, куда мы обратились за комментариями, нам не захотели ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию. Скорее всего, это значит, что программы действительно разрабатываются, но банкиры пока не готовы огласить подробности.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость