Экономика

«Dial-up должен умереть»

Проректор по информатизации Алтайского государственного университета, заведующий кафедрой информатики АлтГУ, кандидат физико-математических наук, доцент Александр МАКСИМОВ считается одним из тех, кто привел Интернет в край. В свое время он активно работал над получением гранта фонда Сороса и его освоением, благодаря чему Всемирная сеть стала доступна алтайским ученым. С «ВД» он поделился своими мыслями относительно настоящего и будущего краевой интернет-отрасли.

- Александр Васильевич, у вас есть ощущение, что интернет-отрасль в крае развивается?

- Само собой, такое ощущение есть. Появляются новые сети, новые виды сервисов. Интернет выходит на периферию. Например, «Алтайтелеком» запустил оптоволоконное кольцо по краю, и теперь основные промышленные центры будут подключены к высокоскоростным магистралям передачи данных. Интерес к Сети проявляет и наша глубинка. Интернет сегодня не только реальность, но и острая необходимость во многих отраслях. Я не знаю, пользуются ли сейчас телеграфом, наверное, кто-то еще пользуется. Но сегодня телеграф у многих на столе, он перешел на уровень электронной почты.

- Тем не менее для многих сорокалетних людей, в том числе и тех, кто принимает ответственные решения, Интернет остается диковинкой. Многие из них считают, что Сеть сегодня это «склад порнографии» и тому подобных вещей. Вы замечали что-то подобное?

- Интернет - это наша жизнь, и свобода в выборе путей потребления информации накладывается на человеческую природу. Если кто-то хочет смотреть и выставлять порнографию, то он ее выставляет. Здесь, кроме нравственных ограничений, других тормозов почти нет. Действительно, вместе с общим уровнем контента в Сети растет и негативная его составляющая - агрессия, порнография. Каждый самовыражается как хочет. Но растет и полезная составляющая контента, например число образовательных ресурсов.

Что касается возраста… Все-таки мы - это уже уходящая эпоха. Надо смотреть на молодежь, но тех, кто является будущим. Еще несколько лет назад мысли, которые вы приписываете сорокалетним, высказывали и 20-25-летние люди. А сегодня они уже не могут жить без Всемирной сети. Серьезный бизнес не может обойтись без Интернета. Недавно, например, обратился известный в своих кругах ученый и попросил сделать ему личный сайт. Ему нужно выиграть грант одного из американских фондов. И непременным условием получения гранта является известность получателя. А как стать широко известным? Нужно, в том числе, продвигать себя и через Интернет. Потихоньку Всемирная сеть становится обыденностью, такой, как телефон или телевизор. Я думаю, что в любом случае здравые люди смогут отличить зерна от плевел.

- Вы говорите, что серьезный бизнес уже не может обойтись без Интернета. Но большинство сайтов тех же алтайских компаний - это кладбище информации, которая не обновляется годами. Некие визитные карточки в Сети, где, кроме номеров телефонов, что-либо полезное почерпнуть сложно…

- Действительно, подавляющий объем контента - это статичные html-странички. Есть те, которые не обновляются по нескольку лет, есть те, которые обновляются раз в год, есть раз в месяц. Раз в месяц - это еще хороший период. Естественно, что раз или два поменяв содержание, эта компания или персона устают. Задор когда-то проходит.

Но нужно понимать, что веб-сервер, по большому счету - это интерфейс для пользователя. А то, что находится со стороны сервера, может быть не только статичным, но и динамически создаваемым. Возьмем для примера портал АлтГУ. Мы рассматриваем его как некий интерфейс к информационной системе. Для внешних пользователей у него одно лицо. Для пользователей внутри университета - другое. Там уже немножко иная информация. Для тех, кто занимается наполнением сайта информацией, - это уже третье лицо. В идеале это должен быть корпоративный портал. Сегодня мы движемся к тому, чтобы каждый, работая, не думал о наполнении портала информацией. А выжимки из этой работы, которые можно показывать разным группам пользователей, размещались в базах данных и автоматически забирались оттуда для показа. Актуализация информации становится незаметной обязанностью подразделений. Я считаю, что сайты, построенные по таким принципам, будут жить и жить очень долго. По этому пути сейчас идут многие серьезные разработчики.

- Барнаульские провайдеры считают, что количество подключений сегодня вырастает на 20-40% в год. Это довольно бурный рост. Как вы смотрите на эту тенденцию?

- Я не совсем уверен, что количество новых пользователей Сети увеличивается на 40% в год. Просто у многих провайдеров появились хорошие модемные пулы. И пользователь при желании может в течение дня перейти от одного провайдера к другому и вернуться назад. А провайдеры, возможно, просто суммируют эту статистику. Я вообще считаю, что сегодня рынок доступа в Интернет наполнен. И, несмотря на общее экономическое состояние в стране, количество предприятий растет, и у людей увеличивается доход. Это можно видеть и по росту автопарка, и по объемам строящегося жилья. Естественно, что если человек способен содержать автомобиль, то он может заплатить и за доступ в Интернет.

Но есть и обратная сторона. Количество интернет-салонов уменьшается, причем резко. Это следствие оттока пользователей. Но потребность в Интернете у них вряд ли исчезла. Скорее, они перешли на «домашний режим» работы. В конце концов, это более комфортно. Правда, сейчас интернет-салоны в большом количестве заменяют залы игровых автоматов. Я удивлен тем, сколько их сейчас появилось.

- Сегодня активно развиваются новые способы доступа в Сеть. «Дианэт» продвигает радиодоступ, «Барнаул.ру» объявил о планах создания первой общедоступной точки доступа по Wi-Fi. В то же время многие эксперты уверяют, что все это означает скорый конец dial-up-доступа. Вы согласны?

- Dial-up должен умереть. Чем больше будут развиваться альтернативные сети доступа, тем большее количество людей будет переходить туда. Может быть, конечно, все это произойдет не так быстро, не раньше чем через три-четыре года, но рано или поздно dial-up отомрет. Кроме того, сегодня для многих провайдеров становится не совсем выгодно развивать свои модемные пулы из-за известной политики «Алтайтелекома». Значит, эти провайдеры начнут конкурировать с монополистом с помощью альтернативных способов доступа. В том числе и тех, которые вы сейчас назвали. И думаю, они будут успешно конкурировать.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость