Экономика

Дожить до расцвета

Прошлый год оказался урожайным на налоговые новации, имеющие не только экономический, но и политический эффект. Отменен один из последних оборотных налогов - налог на пользователей автодорог, решена судьба налога с продаж, переработаны единый налог на вмененный доход и упрощенная система налогообложения. Предприниматели, в принципе, рады: налоговая нагрузка снизилась. Однако это далеко не все, чего они вправе ожидать от налоговой реформы.

Передел

Нельзя сказать, что принятые в прошлом году три главы Налогового кодекса сильно удивили наблюдателей. Последние годы были вообще достаточно богатыми на изменения в законодательстве, а идеи, закрепленные в принятых законодательных актах, обсуждались давно. Но нельзя не отметить, что после 2002 года, запомнившегося, прежде всего, введением единого соцналога и отменой льгот по налогу на прибыль (что, говорят, с лихвой компенсировало потери от снижения ставки с 35% до 24%), законодатели вспомнили, наконец, и о малом бизнесе.

Все началось еще в ноябре 2001 года, когда было решено отменить налог с продаж с 1 января 2004 года. Затем последовало принятие трех специальных налоговых режимов - системы налогообложения для сельхозпроизводителей, упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход. И, наконец, была принята глава о транспортном налоге, заменяющем налог с владельцев автотранспорта и налог на пользователей автодорог. Последний платился в размере 1% с оборота, поэтому, поскольку вопрос налога с продаж к тому времени был уже решен, некоторые окрестили его отмену смертью оборотных налогов в России.

Любопытен, впрочем, другой аспект. Сложилось ли так, или речь идет о планировавшейся "акции", но большинство вышеназванных налогов напрямую касаются региональных бюджетов. И реальная налоговая нагрузка, с некоторыми ограничениями, устанавливалась законодателями на местах. И они далеко не сразу поняли, что делать в сложившейся ситуации, во всяком случае, в Алтайском крае. Повод задуматься действительно был. Государство на этот раз действительно по-настоящему снизило налоги. А основная нагрузка легла на региональные бюджеты. Федеральный остался даже в небольшом плюсе.

Первым в ноябре прошлого года был принят краевой закон "О транспортном налоге". Федеральное законодательство само устанавливало ставки, разрешая властям на местах изменять их в ту или иную сторону, но не более чем в пять раз. "В прошлом году мы собрали по налогу на пользователей автодорог 850 млн. рублей. Можно считать, что сегодня эту сумму мы потеряли", - говорит заместитель председателя комитета по налоговой, финансовой и кредитной политике администрации края Алексей Легостаев. Независимые аналитики, впрочем, считают, что основную угрозу для бюджета представляет совсем не отмена оборотного налога, а изменение процедуры и сроков уплаты налога транспортного. "Раньше оборотный налог платился как минимум раз в квартал, а сейчас только раз в год. А за своевременностью уплаты налога с владельцев транспортных средств следила ГИБДД - без соответствующей квитанции невозможно было пройти техосмотр. Сегодня налог будет платиться по уведомлениям из налоговой инспекции, а с ГИБДД контролирующие функции сняли. Одним словом, собирать налог будет намного труднее", - констатирует директор аудиторской фирмы "Инаудит" Дмитрий Иванов.

Как бы то ни было, краевой закон получился не таким уж и плохим для предпринимателей (см. таблицу). И хотя такая либеральность продиктована, скорее всего, нежеланием за год до выборов лишний раз ссориться с электоратом, другие варианты у депутатов были. В Новосибирске, например, на основные позиции были установлены максимальные ставки, но для физических лиц сделаны исключения: владельцы легковых и грузовых автомобилей или автобусов платят только 20% ставки. А те, кто владеет снегоходами, катерами и яхтами - 50%. Бизнес, за исключением пассажироперевозчиков и сельхозпроизводителей, платит по полной.

Упрощай и властвуй

Однако еще более любопытный сюжет закрутился вокруг единого налога на вмененный доход, который в крае вступит в силу только 1 апреля текущего года. О том, что его принятие переносилось несколько раз, мы сообщали. Официально озвучиваемая причина переносов - коэффициент К1, который привязан к кадастровой оценке земли, далекой от завершения. Его действие было приостановлено федеральным законом с 1 января 2003 года. Однако о том, что это будет сделано, стало известно еще в ноябре и законодатели из других регионов Сибири со спокойной совестью приняли свои законы. И сегодня они уже действуют.

В Алтайском крае решили выждать. Трудно поверить, что в Барнауле не усомнились в намерения федералов "разобраться" со злополучным коэффициентом. Скорее, краевые власти ждали решения другого вопроса - разрешат ли при работе на упрощенной системе налогообложения по схеме "15% с дохода минус расходы" выводить из налогооблагаемой базы закупку товаров для дальнейшей реализации. И после того, как это было сделано тем же законом, что "тормознул" и коэффициент К1, принятие единого налога на вмененный доход стало для властей необходимостью. С его помощью они отрезали от "упрощенки" большую категорию торговых организаций, которые, работая на упрощенной системе, могли платить вообще копейки. Ведь не секрет, что манипулируя расходами и доходами довольно легко минимизировать налогообложение.

Истина где-то рядом

В любом случае, доходы краевого бюджета ожидаемо уменьшатся. Только на специальных режимах налогообложения (едином налоге и упрощенной системе) край, по подсчетам вице-спикера краевого Совета народных депутатов Бориса Ларина, потерял 300-400 млн. рублей. И это далеко не радует исполнительную власть. Пока в администрации края больше говорят о совершенствовании методов сбора налогов. Например, на "круглом столе" "Практика, проблемы и перспективы осуществления налоговой политики в крае в 2003 году", состоявшемся в крайсовете 19 февраля, было предложено попытаться вернуть авансовую систему уплаты единого налога и практику прохождения техосмотра со справкой из налоговой инспекции. Однако не исключено, что когда воплотить в жизнь эти задумки не удастся, все обернется увеличением ставок, "благо" резервы для этого есть. И бизнесмены это понимают. "Я тоже заинтересована, чтобы эти налоги были собраны, потому что иначе их опять начнут перекраивать", - заявила на том же "круглом столе" предприниматель Татьяна Ларина.

Однако есть и другой аспект, к которому может в результате привести налоговая реформа. Второй закон Паркинсона гласит: "Значительное сокращение финансирования приводит к улучшению, а не ухудшению работы. Парадокс управления заключается в следующем: чем меньше людей занято в управлении, тем меньше им приходится делать и, следовательно, тем больше времени подумать о том, что, собственно, они делают. Если приток денег не ограничен, то единственная экономия, которая имеет место - это экономия мышления". Так что не исключено, что недостаток финансирования приведет к появлению дополнительных стимулов разгосударствления ныне закрытых секторов экономики. Например, жилищно-коммунального сектора, который государство сегодня и само содержать не может, и другим заработать не дает. Но для этого необходима политическая воля. От нее уже недалеко до понимания роли малого бизнеса, которая состоит все же не только в содержании бюджета, но и в создании новых рабочих мест. А отсюда один шаг и до налоговой политики, которая должна быть страшно далека от спешного затыкания дыр в бюджете.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость