Их поменяли местами
Налог на рекламу, поступающий в барнаульскую казну, будут уплачивать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, рекламирующие свою продукцию и услуги на территории краевого центра. Таков основной смысл решения Барнаульской городской думы, принятого 26 августа. Документ был размещен в газете "Вечерний Барнаул" 2 сентября, и вступает в силу через месяц со дня официального опубликования. В оставшиеся до 2 октября дни будет действовать старая схема, при которой плательщиками налога на рекламу являются СМИ и специализированные агентства.
Как удалось нам выяснить, к принятию подобного решения местных законодателей самое непосредственное отношение имеет руководитель барнаульского офиса рекламного компании "Видеоинтернешнлс" Павел Тминов. В межрайонной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края, отвечающей за вопросы налогообложения в Барнауле, нам сообщили, что господин Тминов обращался в суд общей юрисдикции с иском к городским властям. Суть иска сводилась к тому, что, согласно федеральному законодательству, агентства не являются плательщиками налога на рекламу. "Суд общей юрисдикции в удовлетворении иска им отказал в связи с неподведомственностью, - сообщила Татьяна Берсенева, заместитель начальника юридического отдела инспекции. - Насколько я знаю, подобное обращение ранее было и в арбитражный суд. Но и в арбитраже дело по существу не рассматривалось по той же причине. Потому что до сих пор четко не закреплено, какой же суд должен рассматривать подобные споры".
Павел Тминов, отказавшись говорить о былом обращении в суд, так прокомментировал произошедшее: "Теперь все отношения сторон на рынке рекламы соответствуют нормам федерального законодательства. Очень приятно было работать с Барнаульской городской думой. В ходе переговорного процесса она пошла навстречу, приняв логичное решение".
Новость недели
Для Алексея Холоднова, руководителя рекламной группы "ПРО-Dвижение", известие о грядущих переменах на местном рынке рекламы стало, возможно, самой главной новостью прошлой недели. И сразу вызвало ряд вопросов. Например, почему, когда принималось подобное решение, никто не поинтересовался мнением рекламистов Барнаула? Как налоговая инспекция будет контролировать, когда и какое предприятие размещало рекламу в газете, на телевидении и на радио? Как налоговики будут доказывать, что это была именно реклама, а не просто информационное сообщение, не преследующее коммерческие цели? "Раньше два десятка рекламных агентств делали до 80% всего объема рынка. А теперь сами посчитайте, что проще контролировать, 20 агентств или тысячи предприятий, работающих в Барнауле?", - предложил не нам, а, скорее, барнаульским законодателям Алексей Холоднов.
Владимир Семенов, вице-президент Ассоциации рекламных компаний Алтая: "Я не думаю, что что-то изменится на местном рынке рекламы с появлением этого изменения в законодательстве. Проблема в другом - решение Думы не достаточно четко регулирует некоторые конкретные ситуации, которые складываются в ходе рекламной деятельности. Например, из документа не ясно, как будут отслеживаться налоговые выплаты, если заказчик иногордний? Или, как поступать с контрактами, заключенными еще до появления решения Думы?"
Еще один, вопрос, интересующий многих, - будут ли СМИ, избавленные от налога на рекламу, снижать свои тарифы? Ринат Баширов, руководитель агентства "Эльф" сообщил: "СМИ, которые работают с нами, не будут снижать расценки. Насколько мне известно, на это пошли только телекомпания "АТН" и радиогруппа "FM-Продакшн", которой принадлежат практически все местные станции. Остальные мотивируют отказ снижать тарифы тем, что якобы с 1 октября они планово намеревались поднять расценки".
Беспокоит эта проблема и рекламодателей, у которых есть разные мнения. Ирина Абоимова, менеджер Барнаульского пивоваренного завода: "Мы работаем с крупными агентствами, которые пошли на снижение расценок. В частности на 5% дешевле стало размещение рекламы на трассовых модулях. Мы контролируем ситуацию". "Не думаю, что агентства пойдут на снижение цен, - считает Дарья Радченко, менеджер компании "ДОМО-Техника", - практика показывает. что их тарифы меняются только в одну сторону - в сторону увеличения. Даже, если они якобы на праздники повышают расценки, то обратно их уже не снижают".
Еще предпринимателей волнует вопрос, что делать с рекламным бюджетом компании, и как погашать непредвиденные затраты. "Скорее всего, включим их в себестоимость, - говорит Дмитрий Пахолков, директор предприятия "Премьера-Плюс", - конечно, работы у бухгалтеров прибавится". "Конкуренция на рынке бытовой техники очень высока, так что нет смысла включать эти 5% в себестоимость. Если на это, конечно, не пойдут все операторы рынка, - считает Дарья Радченко, - но тогда вырастут цены во всем городе. В целом же, все новые налоговые схемы, появляющиеся в последнее время, только усложняют работу. Я с решением городской Думы еще окончательно не разобралась, но ничего хорошего от этого нововведения не жду". "Для нас 5% - не очень существенные затраты, - рассказал Алексей Матиевский, менеджер компании "Байт", - другое дело, что увеличится объем отчетности".
Хуже уже не будет?
Не испытывают особого оптимизма сегодня и барнаульские налоговики. "Конечно, сейчас работать будет сложнее, - не скрывает Татьяна Берсенева, - Ведь нужно будет проследить всю рекламу. Если получится, будем ее отслеживать. Безусловно, нам, как юристам, хотелось бы, чтобы плательщиками налога на рекламу были все-таки агентства и СМИ. Если по-хорошему, со временем в налоговый кодекс будут внесены изменения, которые приведут к тому, что налог на рекламу будут платить производители и распространители рекламы. Но когда это будет сделано и как, решать законодателям".
Барнаульские законодатели свое решение уже вынесли. А в Госдуме России сейчас сформировалась некая инициативная группа, возглавляемая заместителем председателя бюджетного комитета Михаилом Задорновым, которая ратует за отмену налога на рекламу. Есть даже соответствующий законопроект. Его авторы считают этот налог, введенный в 1991 году вместе с налогом на собак и налогом на продажу компьютеров, потерявшим экономический смысл. Пока законопроект будет блуждать в Думе, пройдет немало времени. И в конце года можно будет проверить, сбываются ли прогнозы большинства экспертов местного рынка рекламы, которые предвещают, что сборы налога на рекламу, которым нагрузили предпринимателей, сократятся. А это будет явный признак того, что рекламный рынок шагнул в тень.
Самое важное - в нашем Telegram-канале