Напомним, что это уже второй удар, нанесенный по страховому рынку федеральными властями. Первый был в середине сентября, когда правительство решило открыть доступ на российский страховой рынок для европейских страховых компаний. В дальнейшем думцы одобрили эти поправки и европейские страховщики смогут начинать работу в России уже в этом году.
Но если открытие рынка для иностранных страховщиков было вполне прогнозируемо (это одно из центральных требований для вступления России в ВТО), то подобное развитие событий с "автогражданкой" вряд ли можно было спрогнозировать. Даже, несмотря на то, что разговоры об этом периодически велись, а ко дню принятия решения о приостановке действия закона в Госдуме лежали 14 законопроектов на эту тему, три из которых требовали отмены закона.
Тем не менее, во вторник, 14 октября, на заседании Госдумы был одобрен законопроект, переносящий введение обязательного страхования автогражданской ответственности на один год. То есть, по мысли народных избранников, сам закон должен вступить в действие 1 июля 2004 года, а штрафы за отсутствие полисов должны взиматься с 1 января 2005 года.
Сказать, что подобное решение удивило страховщиков, значит не сказать практически ничего. Ведь закон об "автогражданке" уже вступил в силу, а страховые компании успели обеспечить полисами обязательного страхования одну шестую часть российских автомобилистов. По оценке Российского союза страховщиков за время действия закона были проданы 5 млн. полисов, в то время как объем всего рынка оценивается приблизительно в 30 миллионов. В Алтайском крае официальных цифр нет, но по косвенным признакам можно оценить объем проданных полисов в 100-150 тысяч, при том что в ГИБДД зарегистрировано около 600 тысяч транспортных средств.
Местные страховщики и филиалы крупных московских страховых компаний, работающих в крае в один голос оценивают решение думцев как популистское. "Это популистское решение, связанное с тем, что в декабре будут выборы в Госдуму", - сказал нам заместитель директора барнаульского филиала "Военно-страховой компании" Виктор Русанов. Он не верит, что законопроект сможет пройти второе и третье чтение. В то же время он не исключает, что среди застраховавшихся в ВСК автовладельцев появятся желающие вернуть полис. "Мы деньги возвращать не будем", - подытожил он. Свою позицию Виктор Русанов объясняет тем, что полученные страховые взносы уже распределены на комиссионные агентам и взнос в стабилизационный фонд при Союзе автостраховщиков (внесение в него денег предусмотрено законом). Кроме того, из этих денег оплачены расходы на делопроизводство. "У нас остаются резервы, которые значительно меньше, чем вносили люди, из своих средств возвращать цену полисов мы не собираемся", - говорит Виктор Русанов.
А у Евгения Менга вице-президента сибирского лидера обязательного автострахования, барнаульской компании "Росэнерго" (около 50 тысяч проданных полисов), есть серьезные сомнения в том, что законопроект сможет пройти дальнейшую законодательную процедуру - второе и третье чтение, а также одобрение Совета Федерации и президента. "Закон действует и исполнительным органам власти необходимо его выполнять, в том числе - требовать наличие полиса при прохождении техосмотра и регистрации автомобиля в ГИБДД", - говорит он. Господин Менг напоминает, что спикер Совета Федераций Сергей Миронов уже заявлял о том, что этот законопроект вряд ли будет одобрен верхней палатой парламента.
Что касается желающих вернуть деньги за полисы, то Евгений Менг сообщил, что "в принципе, такая процедура предусмотрена. Если кто-то обратиться, то мы будем расторгать договор". Между тем, по закону расторгнуть договор автовладелец может только в том случае, когда лишается права собственности на автомобиль или предъявляет обязательный полис другой компании.
Как бы то ни было, найти желающих вернуть свои полисы из числа предпринимателей мы пока не нашли. Отчасти это объясняется тем, что многие просто не стали спешить со страховкой. Директор информационной службы БИС, имеющей в своем составе службу такси, Василий Вилисов сообщил корреспонденту нашей газеты, что в компании нет собственного автопарка, а в службе такси водители работают на собственных автомобилях. "Для четверых, наиболее хорошо работающих водителей, мы приобрели полисы обязательной "автогражданки". Аварий в городе происходит очень много, зачастую ущерб составляет от 30 до 60 тысяч рублей. Поэтому считаю, что страхование это хорошее дело", - сказал Василий Вилисов. Мы сообщим о следующих решениях депутатов Госдумы.
Матвей ЭРГАРДТ, Павел ДЕМИН.
Самое важное - в нашем Telegram-канале