Экономика

"Единый налог принят в самом неблагоприятном виде"

Эдуард Черченко рассказал "ВД" о коррекции местного налогового законодательства

С лета прошлого года предприниматели пытаются добиться снижения единого налога на вмененный доход. Поправки, разработанные рабочей группой Алтайского союза предпринимателей (АСП), пока не находят понимания у краевых властей. О том, что предлагается сделать, чтобы помочь малому бизнесу, рассказывает исполнительный директор АСП Эдуард Черченко.

- Почему вы считаете, что краевой закон о едином налоге нуждается в коррекции?

- Если мы рассмотрим принятые у нас коэффициенты, на которые умножаются базовые ставки, заложенные в федеральном законодательстве, то увидим, что они близки к максимальным. То есть к единице. А остальные коэффиценты ниже 0,7 не опускаются. "Шедевром" могу назвать подкоэффициент Д, который внутри населенного пункта выделяет его центральную часть и увеличивает налог для торгующих там организаций в 1,2 раза. В Барнауле, правда, не стали вводить в действие этот подкоэффициент. Но в самых отсталых районах края, где товарооборот и так крайне низок, дошло до смешного. Там выделяли райцентр, присваивали ему подкоэффициент "Д", а остальные населенные пункты оставляли на единице. Это что-то невероятное! В законе ведь ясно написано, что применяться он должен внутри населенного пункта.

Вывод простой: ЕНВД был принят в самом неблагоприятном для предпринимателей виде. Даже в самых отделенных селах, где население не превышает 300 человек, мы не приблизились к минимальной ставке коэффициентов - 0,01. В результате во многих районах началось сокращение торговых точек. В первую очередь новый налог ударил по тем, кто работает на арендованных площадях и продает промышленные товары. К концу 2003 года у нас не было уже ни одного района, из которого не было бы жалобы. Жаловались нам, жаловались напрямую бывшему губернатору Сурикову.

- Что вы предлагаете изменить в законе?

- Во-первых, изменить коэффициенты, учитывающие расположение. У нас все начинается в Барнауле, где установлен коэффициент 1. Мы предлагаем уменьшить его до 0,8 и уже от этого по всем населенным пунктам пропорционально проводить понижение. Предлагается изменить и расстановку городов. В действующей редакции закона города расставлены по численности населения. Нам кажется, что логичнее делать это по размерам среднедушевого дохода на человека. В этом случае Бийск, Алейск и Рубцовск будут стоять гораздо ниже.

Во-вторых, мы старались убрать хотя бы единицы во всех остальных коэффициентах. Например, по розничной торговле мы тоже поставили 0,8. И немножко - на одну-полторы десятых - снизили коэффициенты для магазинов, которых очень много на селе с площадью от 80 до 120 кв. м. Вот, собственно, и все наши предложения. Но и, конечно, подкоэффициент "Д" для центра населенных пунктов мы снизили с 1,2 до 1. В результате всего этого, по моим подсчетам, для районного центра с население от 5 до 10 тысяч человек снижение налоговой нагрузки должно составить около 60%.

- И какова судьба ваших инициатив?

- Эту работу мы сделали в августе прошлого года. Сразу передали предложения в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике краевой администрации. Тогда его возглавлял Алексей Легостаев, который сейчас руководит краевой налоговой инспекцией. В начале сентября поправки были вречены Александру Сурикову. Но, к сожалению, никакой внятной реакции до сих пор не дождались. Нас только постоянно просят что-то доказывать. Но доказывать ничего не нужно. Тут нет готового рецепта и нужно действовать методом проб и ошибок. Снизили нагрузку на 30% - посмотрели, всколыхнулась ли предпринимательская масса, вернулись ли к торговле те, кто из нее ушел из-за неподъемного налога. Если вернулись, но не все, тогда снижаем нагрузку еще на 10%. Золотую середину нужно искать именно так. В соседних регионах уже по два-три раза успели внести в свои законы поправки, а мы все стоим на месте.

- Есть ли надежда, что крайсовет в новом составе прислушается к вашим доводам?

- У нас ведь старый крайсовет, какой был. Выступил губернатор, попросил проголосовать, все и проголосовали. В новом составе крайсовета не должно быть доминирующей роли "Единой России", которая в штыки воспринимала наши поправки. Будем доказывать нашу правоту.

Сфера малого и среднего бизнеса должна охватывать в два с половиной раза больше населения, чем есть сейчас. Но ведь мы фактически ничего для этого не делаем. У нас как самые активные граждане вошли в бизнес в начале 90-х, так они здесь и работают. Фактически с 1996 года рост предпринимательства остановился. То, что говорили о росте субъектов малого и среднего бизнеса в прошлом году на 6% - это следствие того, что крупные компании дробились. Они делали это, чтобы попасть под упрощенную систему налогообложения, для которой установлен потолок по обороту в 15 млн. рублей. Самопроизвольного роста нет. И любая администрация, которая ставит на развитие малого и среднего бизнеса должна создавать для него благоприятные условия. И снижать налоги для самых маленьких.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость