Елена Таримова,
директор "Центра государственного заказа":
Не поднимать в дотационном регионе вопрос о госзакупках — это преступление. Известный предприниматель Сергей Хачатурян говорил абсолютно правильно: "Даже если ты торгуешь шнурками на рынке, имей 10% сбыта этих шнурков на детский дом". Сотрудничество с государственным заказчиком позволяет малому бизнесу более-менее устойчиво существовать в условиях рисков рыночной экономики. Этот сегмент предпринимательства прикажет долго жить года через три, если в крае и в России не навести порядок в процедуре доступа к государственным торгам.
Исполнение государственного и муниципального заказа — это нагрузка на бизнес. Мы фактически кредитуем государство, когда участвуем в госзакупках. По условиям конкурса, как правило, предусматривается отсрочка платежа на несколько месяцев, а то и на год. Уже стало нормой, когда тендер проводится в январе-феврале, победитель обязан выполнить его условия в течение месяца-двух, а оплату он получает только в конце текущего года. Недавно один из районов края вообще отличился — там собрались рассчитываться с поставщиком в конце 2014 года!
Конечно, ФЗ № 94 не ругал только ленивый. Сейчас готовится ФЗ № 44, и он тоже не поможет убрать централизацию в госзакупках. Мы провели анализ сайтов, где публикуется информация о конкурсных процедурах, и посчитали, что в настоящее время на один тендер, который проводится в Алтайском крае, приходится полтора участника. Пока не произойдет децентрализация, ситуация не изменится. В следующем году будет 0,5 участника на одну процедуру, вот увидите.
Причина сокращения числа участников торгов кроется в процедуре проведения закупок. Пусть меня завтра арестуют, но там на 100% присутствует коррупционная составляющая. Закуп хлеба для всех больниц Алтайского края выставляется одним лотом. Капитальный ремонт всех школ Барнаула тоже одним лотом, а срок исполнения этого заказа — два месяца. Так и плодятся субподрядчики — по 10 компаний на один заказ. Явно, что на всех школах Барнаула будет работать 30 субподрядчиков минимум. Любой генподрядчик отложит себе в карман не меньше 30% от заказа.
Очевидно то, что к этим конкурсам допущены определенные компании. И, кроме них, там никто не сможет выиграть. Если заказчик не делает объединенные лоты, то он вписывает в условия очень специфические характеристики материала для нужной продукции. Совсем недавно я, специалист по госзакупкам с 15-летним стажем, до 12 часов ночи искала светильник с надписью "Не входить", соответствующий условиям конкурса поставки для краевой клинической больницы. По техническим условиям этот светильник должен работать при минус 60 и плюс 50 градусах по Цельсию. Вот вы мне объясните, кто выживет в больнице при такой температуре? И зачем там в таких обстоятельствах будет нужен этот светильник? Понятно, что эти условия прописаны для конкретной компании, которая знает, где взять подобные светильники.
В целом у них логика такая: "Если мы величиной лота не сможем ограничить круг участников, то пойдем через уникальные материалы. Не сможем через материалы — найдем еще какой-нибудь путь". И самое интересное, что при всем этом администрация края каждый год ездит в Москву и получает приз как регион, где госзакупки проводятся прозрачно.
У нас очень закрытые государственные муниципальные закупки. Я это говорю с полной ответственностью. Они проводятся так, чтобы отдать деньги в одни руки. Кто приближен к власти, тот и получает заказ. И потом происходящее в госзакупках проецируется на все остальные рынки. Упала цена на щебень на рынке госзаказа, грубо говоря, до 850 рублей за тонну, когда на обычном рынке в это время он стоил 1,2 тыс. рублей. Только опубликовали протокол, я поехала щебень покупать и увидела, что он стоит уже 900 рублей!
Все это будет продолжаться до тех пор, пока не будет создана комиссия по контролю над уполномоченными органами, которые занимаются проведением госзакупок и определяются органами власти. Было бы еще лучше упразднить эти уполномоченные органы. В регионах, где действительно прозрачный процесс госзакупок и высокие показатели по инвестиционной составляющей бизнеса, проведением госзакупок занимаются специализированные организации, определяемые по конкурсу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале