Экономика

"Фермерам надо выдвигать конкретные требования"

На прошлой неделе в Барнауле прошло совещание ассоциаций и союзов крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края и Сибирского региона. В нем принимал участие впервые побывавший на Алтае вице-президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Pоссии Андрей МОРОЗОВ. Нам удалось задать ему несколько вопросов.

Недоделанный закон

- Андрей Валерьевич, недавно был принят Федеральный закон "О крестьянских (фермерских) хозяйствах". С какими трудностями сталкиваются фермеры при его практическом применении, и какие поправки, на ваш взгляд, необходимо в этот закон внести?

- Полный спектр проблем по эффективности применения этого закона выявится не раньше, чем через полгода. Но некоторые несостыковки видны уже сейчас.

В законе четко зафиксировано: те крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), которые сегодня имеют статус юридического лица, могут сохранять его до 2010 года. Это, конечно, хорошо, но те фермеры, которые смотрят в будущее и собираются передавать хозяйство своим детям, говорят, что такой срок очень мал. Поэтому нам нужно вести настойчивую лоббистскую работу, чтобы либо продлить этот срок, либо найти возможность внесения в Гражданский кодекс РФ изменений по легитимности понятия семейного предприятия со статусом юридического лица.

Также есть вопросы к установленному законом минимальному размеру земельного надела. По всей видимости, эта проблема будет обостряться все сильнее и сильнее. Есть опасность, что фермеры с небольшими земельными наделами будут выдавливаться с рынка более крупными игроками. В законе есть также не бесспорные моменты по поводу характеристики имущества фермерского хозяйства, права членов КФХ на имущество, землепользование, права на землю пайщиков КФХ и т.д. Кроме того, есть проблемы, связанные со смежными законами, то есть в том, как они соотносятся с законом о КФХ. Например, в новом законе о банкротстве, по моему мнению, в главе о банкротстве КФХ есть не очень функциональные вещи, с которыми будет тяжело работать. К весне мы выпустим развернутый комментарий к закону о КФХ. Сейчас собираем статистическиее данные.

Кредитные мытарства

- Многие руководители КФХ говорят, что получить кредит в банках и других кредитных организациях нет возможности. Какой выход может быть в данной ситуации?

- На федеральном уровне единственная действующая сегодня программа - это программа субсидирования процентных ставок по краткосрочным, среднесрочным и инвестиционным кредитам. В фермерский сектор едва попадают только краткосрочные кредиты. Ситуация здесь интересная. Есть фермерская квота в государственных субсидиях по краткосрочным кредитам по сезонному кредитованию. Она не только выбирается, но даже здорово превышается. Однако деньги получают около 1 тысячи крупных фермеров, чьи объемы работы сопоставимы с объемами крупных коллективных хозяйств. А остальные 263 тысячи фермеров остаются без кредитов.

По нашим наблюдениям, основной проблемой кредитования является не цена кредита, хотя это, безусловно, важно, особенно при субсидировании 2\3 процентной ставки. Главное - это доступность кредита с точки зрения кредитоспособности. Фермеру не хватает залогового обеспечения, которое коммерческий банк смог бы сочти достойным. С одной стороны, эту проблему можно решить путем развития альтернативных направлений кредитования, в частности - кредитной кооперацией. Но пока она слаба развита и почти не пользуется региональной поддержкой.

Другой метод - создание гарантийных фондов, выступающих поручителем по фермерским кредитам или хотя бы по части кредита. Эта методика была замечательно реализована фондом "Pоссийский фермер" в 1991 году. Государство дало какие-то небольшие деньги, фермерская структура выбирала банк, готовый дать больше кредита на рубль обеспечения. При заключении договора за четыре рубля отвечал фермер, за рубль - гарантийный фонд. На наш взгляд, прекрасная методика! Но доказать это государству пока не получается.

Есть еще одно направление, связанное со стимулированием кредитования фермеров. Это развитие системы фермерского кредитного бюро. Мы даже провели эксперименты по его созданию в некоторых регионах. Pезультаты положительные, но пока банковские структуры большого интереса к бюро не проявили. Мы намерены активно пропагандировать эту схему, в том числе - в вашем регионе.

Фермерский каравай

- В некоторых регионах КФХ играют очень серьезную роль в общем производстве сельхозпродукции. В Алтайском крае несколько последних лет вклад фермеров составляет не более 15-16% от общего "каравая". Чего не хватает нашим фермерам, чтобы стать более весомым сельхозпроизводителем?

- Доля фермеров в сельхозпроиздстве растет, особенно - в растениеводстве. Другой вопрос - точность статистики, то есть честные отчеты фермеров об урожайности. Они появятся только тогда, когда будет введен поземельный (погектарный) сельскохозяйственный налог, а не тот единый сельхозналог, который сейчас прививается нашим крестьянам. Мы к этому стремимся и говорим депутатам: "Если вы не можете сделать поземельный налог для всего сельского хозяйства, что позволило бы "оживить" рынок земли, запустить механим ее перехода от неэффективного собственника к эфективному, организовать справедливую оценку сельскохозяйственных угодий, то дайте поземельный налог хотя бы семейному (фермерскому) агробизнесу". Погектарный налог позволит крестьянину не скрывать урожайность, и тогда у вас будут точно не 16%, а гораздо больше.

Надо задавать вопросы

- Из 5,3 тысяч КФХ края в Алтайский союз крестьянко-фермерских формирований входит всего 538. Почему, на ваш взгляд, наши крестьяне не спешат входить в Алтайский союз фермеров и какие вы видите недостатки в его работе?

- Неторопливость вхождения КФХ в объединения фермеров - проблема не только Алтайского края, но и многих других регионов. Она лежит на уровне ментальности нашего крестьянина. Многие фермеры, вступая в АККОP и заплатив взносы, думают, что на них сразу посыпятся кредиты, льготные инвестиции и т.д. Хорошо, если бы это было так! Но государство нам эту функцию не делегирует. Да эта и не главная функция АККОP. Главное для нас - объединить усилия фермеров и сэкономить на затратах. Одному фермеру сложно дать объявление в СМИ о реализации продукции, другому - сложно собрать информацию о законодательстве, третьему - трудно нанять юриста, аудитора и т.д. Ассоциации же это сделать гораздо проще и быстрее, а для фермера - дешевле. Объяснять эти преимущества руководителям КФХ сложно, но нужно.

Что касается недостатков в работе Алтайской союза КФХ, то я бы хотел более частых, требовательных выходов с их стороны на нашу федеральную структуру, с более конкретными пожеланиями того, что нужно знать фермерам вашего региона. Это может касаться любой отрасли сельского хозяйства, анализа рынков, изучения оборудования и т.д. Также можно было бы без труда выставить свою продукцию на нашем сайте, чего почему-то не происходит. В конце концов, мы являемся струтурой, представляющей интересы ваших фермеров, и должны выполнять их пожелания и "пробивать" их вопросы. А от Алтая таких пожеланий мало. Кроме того, у вашего союза есть хорошие наработки по продуктивному сотрудничеству с местными властями. Почему бы не поделиться этим опытом? Зачем каждому фермерскому союзу изобретать велосипед?

Аграрное законодательсво

- Сечас принято немало законов и законодательных актов в поддержку сельхозтоваропроизводителя. Что еще необходимо принять законодателям для более эффективной работы земледельцев и, в частности, фермеров?

- Помимо тех дополнений, которые требуется ввести в имеющиеся законы, очень нужен погектарный налог. Эксперименты по его действию в регионах показали, что фермеры стали чуть больше платить в деньгах, но зато времени и сил на расчеты уходит у них гораздо меньше. И крестьяне согласны так работать. Никто не боится проверок и выявления случайных или спорных нарушений.

Очень нужен даже не закон, а межведомственный приказ о введении упрощенной формы бухгалтерской отчетности для субъектов малого агробизнеса. Уже несколько месяцев ведется согласование об этом на уровне Минсельхоза, Минфина, Минэкономразвития, МНС. Надеемся, что в начале года такой документ родится, а отчетность фермеров - упростится. Необходимо также до конца решить проблему уплаты фермерами единого социального налога в той части, которая зачисляется в фонд социального страхования - там сохранилось много неудобных для фермеров формулировок. Ждем мы и принятие Аграрного кодекса страны, то есть главного закона об общих принципах и подходах государства к развитию сельского хозяйства. Он должен сформулировать базовые положения, и нам хотелось бы знать, насколько хорошо в нем будут прописаны интересы семейного сектора.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость