Экономика

Хит сезона - "Контрафакт"

Недавно сотрудники агентства недвижимости "Дом" проводили корпоративный чемпионат по стрельбе из "воздушки". Можно сказать, что риэлторы, использовав в качестве мишеней "пиратские" компакт-диски, косвенно присоединились к борьбе против контрафакта. В ближайшее время на Алтае пройдет операция против распространителей "пиратской" продукции, на фоне которой турнир среди специалистов по купле-продаже недвижимости точно покажется детской шалостью.

С улиц - в магазины

Операция уже получила нехитрое название - "Контрафакт". Милиционеры намерены проверить все торговые точки, занимающиеся реализацией аудио-, видеокассет и компакт-дисков. Повод для этого у правоохранительных органов есть самый серьезный. В середине июля российское правительство подписало постановление № 421 "О внесении изменений и дополнений в Правила продажи отдельных видов товаров и в Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей". В частности, документ, подписанный Михаилом Касьяновым, указывает на то, что в ближайшее время с городских улиц продавцы кассет и дисков должны переместиться в магазины. Торговля этой продукцией с лотков и палаток считается незаконной. Кроме того, продавцов обязали по требованию покупателя показывать лицензию, сообщать технические характеристики аудио- или видеоносителя и записи произведения, а также рассказать, кто обладает авторскими и смежными правами.

Что касается требований указывать на экземплярах информацию об обладателе прав, идея, несомненно, правильная. Но возникает несколько вопросов. Если фирма сегодня выпустила тираж дисков и указала себя в качестве обладатели прав, а на следующий день передала все права другой компании, то что делать продавцам с такими носителями? Не будет ли нарушением продажа кассет или дисков, на которых указана устаревшая информация? Да и вообще, что такое "обладатель прав"? Идет ли речь об исключительных или неисключительных правах? Идет ли речь о праве на воспроизведение, праве на распространение или праве на сообщение в эфир, которые могут принадлежать разным лицам? Ответов на эти вопросы у местных служителей закона пока нет. Но получить их будет проще, чем разобраться с сотнями торговых точек, которыми сегодня намерены заняться правоохранительные органы.

Что будет с киосками?

Не трудно заметить, что с момента выхода названного постановления правительства киосков и лотков, торгующих аудио- и видеоносителями меньше в краевом центре не стало. Александр Мауль, возглавляющий в ГУВД Алтайского края отдел по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка, которому предстоит основная работа по борьбе с "пиратством", говорит, что сам покупает исключительно лицензированную продукцию, в магазинах "Агарта" и "Союз". Он считает, что "пиратская" продукция сильно вредит технике. Майор Мауль подтвердил, что торговля с лотков и палаток на Алтае, не смотря на распоряжение федерального уровня продолжается: "Да, есть такие факты".

До сих пор не ясно, что будет с многочисленными киосками, например, такими, что размещены в подземном переходе в центре Барнаула. Рынок продажи аудио- и видеоносителей в городе давно и четко поделен, и у этих киосков есть приличная аудитория покупателей. "Что делать с киосками, пусть решают сами правоохранительные органы, - говорит Игорь Жибинов, директор сети магазинов "Союз". - Однако я знаю, что сейчас с лотков и киосков лицензиатом никто точно не торгует".

"Эти ларьки также подпадают под действие распоряжения правительства, - считает Александр Мауль. - Это тот же самый лоток, только он стоит в подземном переходе. Нужны специализированные магазины, где есть квалифицированные продавцы, а вся продукция лицензирована".

Впрочем, нельзя сказать, что местный рынок никак не отреагировал на изменения, внесенные правительством. "Думаю, многие "пираты" все поймут, и начнут торговать лицензированной продукцией", - считает Игорь Жибинов. "Я положительно отношусь к такому решению властей, - говорит Юрий Волков, директор барнаульского магазина новосибирской компании "Агарта", - первое время мы не почувствуем никаких изменений. Но потом люди все равно пойдут к нам. Слушать музыку и смотреть фильмы хочется всегда. Если раньше человек покупал "пиратских" 10 кассет в месяц, то сейчас будет покупать пять лицензионных".

Экспериментальная копия

По оценкам наших экспертов, доля контрафактной продукции в Алтайском крае составляет от 50 до 70 процентов. В ГУВД края отмечают, что наиболее неблагоприятная ситуация сложилась с аудиокассетами и компакт-дисками. Александр Мауль говорит, что более качественно сейчас стали подделывать и видеокассеты: "Пиратскую копию видно по цене. Если кассета стоит 60-80 рублей - это заведомо контрафакт. Раньше можно было видеть некачественную полиграфию с размытыми рисунками и расплывчатым текстом, где-то на упаковках были даже орфографические ошибки. Сейчас "пираты" значительно прибавили". Правда, в отличие от качества подделок, проследить объемы контрафакта на рынке в милиции не могут. Как сообщил один из коллег майора Мауля, "чтобы знать общую долю контрафакта, нужно знать объемы продаж лицензированной продукции, а таких данных у нас нет".

Можно отметить два новых веяния на рынке аудио- и видеоносителей. Во-первых, продавцы "пиратской" продукции стали маневрировать с ценами. Теперь можно увидеть в продаже видеокассету стоимостью 100-130 рублей (примерно вдвое дешевле лицензионной), и продавцы будут заверять, что это не "пиратский" продукт, а стоит он так дешево потому, что "наша фирма работает напрямую с производителем, без посредников". Во-вторых, некоторые "серые" продавцы стали постепенно перебираться в крупные торговые центры, придавая солидности своим отделам за счет названия магазина. В таких точках можно увидеть кассеты с записью второй части "Матрицы", третью серию "Терминатора", третью часть "Властелина колец", который, по словам Андрея Жибинова, выйдет на видео только в конце августа. Особенно удивил отдел в одном из супермаркетов, где продавалась кассета "Терминатор-3", ценник на которую был дополнен комментарием продавца - "Экспериментальная копия". Про так называемые "тряпки", то есть экранные копии, демонстрационные и рабочие копии нам было что-то известно, а вот экспериментальная версия, это что-то из разряда новинок "пиратства". "Такого понятия не существует в природе, - прокомментировал этот факт Александр Мауль, - это незаконно".

Рейды вслепую

Пройдясь по барнаульским магазинам и рынкам, мы столкнулись со сдержанным оптимизмом продавцов кассет и дисков. Мало кто из них не верит по-настоящему, что торговле "пиратской" продукцией скоро придет конец. Однако фотографироваться и назвать свою фамилию никто "киосочников" и "лоточников" не захотел. Максимум, что удалось получить нашей редакции, это анонимные комментарии, общая тональность который сводится к "пусть пугают".

Впрочем, есть люди, которые немного волнуются. К ним относятся и владельцы магазинов, заявляющие о том, что они торгуют исключительно "лицензиатом". В то, что побороть пиратство удастся, они также особо не верят, однако понимают, что головной боли инициативы властей могут доставить много. Когда конкретно начнется операция "Контрафакт", Александр Мауль сообщить отказался, но пояснил при этом: "На сегодняшний день готовятся указания для 72 подразделений УВД по края. Надо за короткий срок охватить все, чтобы успеть проверить как можно больше работающих точек. Проводить долгосрочную операцию нет смысла. Информация расходится среди торговцев очень быстро, и точки в нужный для нас момент могут быть все закрыты. Считаю, что плодотворными будут первые два-три дня".

Крупные игроки рынка по-разному оценили перспективы операции "Контрафакт". "Это правильный подход, провести неожиданные рейды за 2-3 дня, - считает Андрей Жибинов, - может, это кого-то не коснется, но на примере других люди поймут, что пора торговать цивилизованно". У Юрия Волкова иное мнение: "Я не до конца понимаю, учитывали авторы постановления, сколько рабочих мест будет ликвидировано. Милиция собирается проводить рейды в районах. Ну и что? Кто-то откупится, кто-то заплатит штраф, мелкие торговцы объединятся, чтобы "потянуть" аренду в крупных магазинах. Я в этой сфере работаю много лет, и поступил бы на их месте именно так. Думаю, что 90% торговцев сумеют договориться с милицией. Если уж, как говорится, брать быка за рога, то делать это должны абсолютно независимые люди. Допустим, на Алтае проверки должны проводить новосибирские милиционеры, а туда с проверками должны ехать наши. Тогда был бы эффект. А так, получится, как всегда - покажут, сколько арестовали, сколько конфисковали. А отдельные предприниматели останутся и без товара, и без работы".

Подготавливая этот материал, мы попытались также выяснить, сколько предпринимателей занимаются продажей аудио- и видеоносителями. Таких данных нам не смогли предоставить ни в краевой налоговой инспекции, ни в районных инспекциях, ни в местных администрациях. Так что рейды милиционерам придется проводить практически вслепую. Оптимисты, приводя в пример опыт борьбы с "паленой" водкой, считают, что это у них получится.

Россия - в "черном списке"

В июле этого года Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) составила список из 10 стран, в которых назрела необходимость вмешательства правительственных структур по наращиванию антипиратской деятельности. Список составлялся с учетом следующих критериев: уровень продаж "пиратской" продукции, размеры рынка легальной продукции, тенденции развития "пиратства", начиная с 2001 года. Россия вошла в "черную десятку" наряду с такими странами, как Китай, Бразилия, Парагвай, Мексика, Польша, Испания, Тайвань, Таиланд и Украина.

По данным IFPI, в прошлом году уровень музыкального пиратства в России составил 66%, что на два процента больше, чем в 2001 году. Из почти 220 млн. контрафактных копий, реализованных на рынке, 70% приходится на долю компакт-кассет, остальная часть соответственно на компакт-диски. "Пиратская" репертуарная политика в 2002 году выглядела следующим образом: 65% - записи зарубежных исполнителей, 35% - российских музыкантов. Рост уровня "пиратства" в нашей стране эксперты объясняют увеличением количества заводов по производству оптических носителей (по данным IFPI, сейчас их в России 25), а также сложностями, которые возникли у борцов с "пиратством" в связи с введением различных идентификационных марок и знаков.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость